Россиянин осужден на три года за посещение Нагорного Карабаха
Извинение перед Азербайджаном не помогло Александру Лапшину избежать тюрьмы
Сегодня в Баку огласили приговор блогеру и путешественнику Александру Лапшину, который обвинялся в посещении самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и призывах к нарушению территориальной целостности Азербайджана. Однако после извинения господина Лапшина перед азербайджанским народом обвинение по второй статье было снято, и срок с шести лет, о которых изначально говорил прокурор, снижен до трех. При этом раньше после посещения иностранцами НКР публичного извинения было достаточно, чтобы не только избежать тюремного заключения, но и снова стать въездным в Азербайджан. Как сказала “Ъ” супруга Александра Лапшина Екатерина, у защиты «есть несколько вариантов дальнейшего развития событий, среди которых апелляция и экстрадиция».
«Я понял, насколько вопрос о Карабахе важен для азербайджанского народа, как для любого народа важна территориальная целостность своего государства,— заявил вчера на заседании Бакинского суда по тяжким преступлениям Александр Лапшин.— Надеюсь, что вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время решится с учетом территориальной целостности Азербайджана».
Тем не менее виновным господин Лапшин себя не признал, но выразил сожаление о том, что в «в своей блогерской деятельности допускал резкие, некорректные, необдуманные слова в адрес Азербайджана». Что касается нарушения государственной границы Азербайджана, то путешественник также раскаялся в этом, сказав, что «в тот момент в его распоряжении была информация о правилах посещения Карабаха, взятая из армянских источников». Напомним, что граница между Арменией и НКР не контролируется властями Азербайджана.
На сегодняшнем заседании суда в Баку путешественнику Александру Лапшину сняли одну из статей обвинения (призывы к нарушению территориальной целостности) и огласили приговор. Тюремное заключение составит три года вместо шести с половиной, которые изначально запрашивал прокурор.
Напомним, Александр Лапшин был задержан 15 декабря 2016 года в Минске. Через сутки прокуратура Азербайджана, которая инициировала задержание, обнародовала обвинения в адрес господина Лапшина, согласно которым он дважды нарушил законы «О государственной границе» и «О паспортах», посетив в апреле 2011 и в октябре 2012 года территорию самопровозглашенного Нагорного Карабаха. Уже будучи внесенным в черный список МИДа Азербайджана, куда попадают лица, посещавшие Нагорный Карабах, Александр Лапшин все же побывал в Баку в июне 2016 года, въехав с территории Грузии. Блогер предъявил украинский паспорт (кроме российского у него также есть гражданства Израиля и Украины), где, согласно орфографии украинского языка, его имя было записано как Олександр, а в азербайджанской базе нежелательных лиц он значится как Aleksandr Lapshin. Из-за этого система IAMAS, которой пользуются азербайджанские пограничники, не распознала его как персону нон грата.
Выдача Александра Лапшина из Минска в Баку вызвала немало возмущения в Нагорном Карабахе и Армении. Впрочем, как позднее признался президент Белоруссии Александр Лукашенко, решение о депортации принимал лично он. «Азербайджан обратился не к нам — это был запрос в Интерпол. Мы согласно всем законам и порядку должны его передать Азербайджану. Мы его вообще можем выпустить, но это будет неправильно»,— заявил господин Лукашенко. Тем не менее в базе разыскиваемых Интерполом преступников Александр Лапшин никогда не появлялся и, по словам источника “Ъ” в правительственных кругах Белоруссии, был выдан по другому основанию.
Как сказал “Ъ” глава правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, задержание Александра Лапшина и суд над ним носят пропагандистский характер, и нужный эффект был достигнут. Теперь же, как предполагает господин Зейналов, блогер уже не нужен Баку, и его экстрадируют в одну из стран гражданства — Россию или Израиль. Однако для этого азербайджанская судебная система может выдвинуть условие, например, не жаловаться в Европейский суд по правам человека, в то время как «некоторые аспекты его дела напрашиваются для исследования в Страсбурге». Например, это вопрос законности его депортации из Минска в Баку. «Двусторонние договоренности между странами СНГ — известный и эффективный способ обойти универсальные договоры, и это работает. В данном случае одна из сторон — Азербайджан — член Совета Европы, и есть формальная возможность выдвинуть и рассмотреть претензии. Думаю, эту гипотетическую возможность перед высылкой Лапшина постараются нейтрализовать»,— сказал Эльдар Зейналов.
Как сказала “Ъ” супруга Александра Лапшина Екатерина, которая присутствовала на суде, у защиты «есть несколько вариантов дальнейшего развития событий, среди которых апелляция и экстрадиция».
При этом приговор Александру Лапшину — единственный в своем роде и демонстрирует непоследовательность политики Баку. До этого всех иностранцев, посещавших самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику, просто включали в черный список МИД Азербайджана. Однако, публично извинившись перед Баку, эти люди вновь могли законно въехать на территории, подконтрольные правительству Азербайджана. Впрочем, некоторым не требовалось и этого. Так, журналист ВГТРК Владимир Соловьев, ранее посещавший НКР, в апреле беспрепятственно ездил в Баку и брал интервью у президента Азербайджана Ильхама Алиева. Как журналист позднее рассказал в авторской программе на радио «Вести FM», главной претензией Ильхама Алиева к господину Лапшину был не сам факт посещения территорий, которые Азербайджан считает суверенными, а именно резкие высказывания в блоге, после которых «отступать было неправильно». В свою очередь, господин Соловьев заявил, что ему «не было высказано ни слова осуждения» за то, что он бывал в НКР.