Небесная элита
На всемирном смотре лучших авиакомпаний 2017 SKYTRAX World Airline Awards, где престижные награды присуждаются перевозчикам по результатам независимого опроса почти 20 миллионов пассажиров, лидер российского рынка «Аэрофлот» получил заслуженное признание и укрепился в элите глобального авиабизнеса.
Награждение победителей глобального конкурса качества авиакомпаний 2017 SKYTRAX World Airline Awards стало центральным событием международного авиасалона, проходившего в конце июня в пригороде Парижа Ле-Бурже. В ходе конкурса, проводившегося с августа 2016 года по май 2017-го, работу 320 авиакомпаний оценивали 19,87 млн пассажиров из 105 стран мира. «Аэрофлот» сохранил статус победителя среди лучших авиакомпаний Восточной Европы. Российский перевозчик - бессменный лидер в этой номинации уже пять лет подряд, а всего в его истории эта награда шестая по счету. Кроме того, он вошел в ТОП-10 лучших авиакомпаний всей Европы наряду с такими мировыми грандами, как Lufthansa, Turkish Airlines, Swiss. Ему удалось даже потеснить Virgin Atlantic, принадлежащую всемирно известному своими амбициями британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону.
В общемировом зачете по версии SKYTRAX «Аэрофлот» значительно улучшил свои результаты. В рейтинге ТОП-100 мировых авиакомпаний 2017 года он оказался на 30-м месте, поднявшись с прошлого года сразу на 10 позиций. Такими темпами (на шесть-десять позиций ежегодно) отечественный флагман пассажирской авиации движется к вершине рейтинга пятый год подряд. Стоит напомнить, что в 2012 году он занимал лишь 85-е место в мире.
Фактически это самое масштабное в истории независимое социологическое исследование, нацеленное на выявление степени удовлетворенности авиапассажиров качеством услуг в глобальной гражданской авиации
Рейтинг SKYTRAX неслучайно считается главной «табелью о рангах» в мировой авиаотрасли. Фактически это самое масштабное в истории независимое социологическое исследование, нацеленное на выявление степени удовлетворенности авиапассажиров качеством услуг в глобальной гражданской авиации. Крупные авиакомпании в обязательном порядке проводят подобные опросы среди клиентов для собственных маркетинговых целей, но охватить своими ресурсами десятки миллионов респондентов им просто не под силу.
Более того, в подобных исследованиях принципиальным требованием к качеству измерений становится интерпретация результатов опросов без предвзятости и приукрашивания действительности, чего не всегда можно добиться от внутрикорпоративных маркетинговых служб. Организаторы проекта SKYTRAX декларируют, что все расходы на проведение исследования обеспечивают самостоятельно, принципиально не получая никаких спонсорских и любых других вознаграждений от авиакомпаний. Как уточняется на сайте рейтингового агентства, даже за участие в церемонии награждения победителей никакой платы с участников не взимается.
Открытость и публичность методики рейтинга, в свою очередь, надежно защищает авторов исследования от подозрений в недобросовестном подсчете голосов или манипулировании оценками пассажиров. В качестве подтверждения агентство публикует на своем сайте реальные отзывы респондентов. Каждое такое «ревью» содержит точную информацию о конкретном рейсе и название авиакомпании, которой летел пассажир, и в обязательном порядке проходит процедуру проверки и верификации респондента, в том числе по посадочному талону с конкретного рейса. Для сотрудников авиакомпаний и связанных с ними организаций участие в исследовании в качестве респондентов запрещено.
По правилам исследования, каждому участнику предлагается на основе собственного опыта оценить по пятибалльной шкале целый ряд аспектов воздушного путешествия. Вопросы анкеты подразделяются на три крупные категории: «Обслуживание на земле и в аэропорту», «Продукт, предлагаемый на борту» и «Сервис, предоставляемый кабинным экипажем». В целом анкета содержит почти 50 вопросов, ее электронный вариант на сайте SKYTRAX позволяет респонденту сделать словесное описание происходящего в полете на английском, испанском или китайском языках.
Российский перевозчик был признан одной из десяти лучших авиакомпаний в категории Best Premium Economy Class
Рейтинги лучших авиакомпаний SKYTRAX составляет и по отдельным категориям, которые измеряют качество услуг в различных классах обслуживания – начиная от самого дешевого «лоукост-сервиса» и заканчивая самым премиальным «первым классом». В этом разрезе у «Аэрофлота» тоже нашлось достижение: российский перевозчик был признан одной из десяти лучших авиакомпаний в категории Best Premium Economy Class – промежуточном тарифном сегменте между «бизнесом» и «экономом», именуемым в «Аэрофлоте» классом «Комфорт». Этот тариф применяется авиакомпанией при дальних перелетах на самолетах Boeing 777, где в интерьере пассажирского салона обеспечено дополнительное пространство для удобства обладателей таких билетов.
В то же время наиболее престижным в отрасли рейтингом SKYTRAX является глобальная программа ранжирования мировых перевозчиков по принципу присуждения звезд, похожая на систему выдачи «мишленовских» звезд ресторанам или гостиницам. Так же, как и в этих сегментах мировой экономики, наличие пяти звезд SKYTRAX у авиакомпании гарантирует ее клиентам полное соответствие качества услуг наивысшим мировым стандартам сервиса в мировой гражданской авиации. Пассажиры при этом могут рассчитывать на отменный сервис во всех классах обслуживания, причем как на борту самолета, так и в базовом аэропорту или при покупке билета на сайте.
История рейтинга показывает, что наивысший ранг в пять звезд по методике SKYTRAX получить почти невозможно: по состоянию на 2017 год он присвоен лишь девяти мировым авиакомпаниям, среди которых, кстати, нет ни одной европейской или американской. Семь из них родом из Юго-Восточной Азии (Singapore Airlines, японская ANA All Nippon Airways, гонконгская Cathay Pacific, тайваньская EVA Air, китайская Hainan Airlines, южнокорейская Asiana Airlines и Garuda Indonesia) и еще две – с Ближнего Востока (лидер общемирового рейтинга 2017 года – катарская Qatar Airways и Etihad Airways из ОАЭ).
Список авиаперевозчиков с рейтингом в четыре звезды шире, но тоже невелик – всего 40 компаний. «Аэрофлот» получил четырехзвездочный ранг еще в прошлом году, что стало одной из принципиальных вех в истории компании. Ранжирование авиакомпаний внутри четырехзвездочного сегмента SKYTRAX не проводит, но, учитывая улучшение позиций «Аэрофлота» в общем зачете, можно смело предположить, что российский флагман находится уже в верхней половине этого престижного перечня мировых лидеров качества авиауслуг.
Компания всерьез рассматривает вопрос о том, стоит ли ей бороться за рейтинг в пять звезд
Как рассказал гендиректор авиакомпании Виталий Савельев на состоявшемся в этом году собрании акционеров «Аэрофлота», сегодня компания всерьез рассматривает вопрос о том, стоит ли ей бороться за рейтинг в пять звезд. С одной стороны, переход в новую категорию может быть связан с новыми расходами и ростом цен на билеты для пассажиров, а с другой – получение пятизвездочного ранга SKYTRAX по опыту уже имеющих этот статус авиакомпаний увеличивает рыночную капитализацию перевозчика примерно в 1,5-2 раза, рассказал он. В июле 2017 года этот показатель у «Аэрофлота» уже приблизился к $4 млрд, хотя еще в конце 2016 года капитализация компании составляла $2,8 млрд.
В оставшейся группе перевозчиков, имеющих три звезды и меньше, находится 129 авиакомпаний. Единственный в мире обладатель рейтинга «одна звезда» - северокорейский перевозчик Air Koryo.
Как и в случае со звездами для ресторанов и гостиниц, каждый авиаперевозчик ожесточенно стремится получить престижный «многозвездный» ранг, свидетельствующий об удовлетворенности клиентов высоким и стабильным качеством коммерческого продукта. Получение такой оценки в конечном итоге сегодня становится главным показателем успешной маркетинговой стратегии любой авиакомпании на высококонкурентном международном авиарынке и приносит дополнительный доход за счет репутации надежного и качественного перевозчика.