Подцензурная Сеть
Почему Россия идет по пути ужесточения правил в онлайне
Россия стала мировым лидером по требованиям заблокировать контент в интернете, говорится в отчете Google. Больше половины всех запросов об удалении информации компания получает именно от российских властей. Претензии возникают к сервису Youtube и результатам веб-поиска, причем по сравнению с прошлым годом количество обращений выросло в пять раз.
С чем связаны такие показатели, и какой контент российские власти требуют удалить?
Руководитель Центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян отмечает, что ограничения касаются широкого круга тем: «Это может быть информация, которую российские органы считают пропагандой потребления наркотиков, суицидов; то, что относят к детской порнографии. Также в этом списке может быть и много другого контента, в том числе политического, религиозного или связанного с отрицанием каких-то верований. Это огромный перечень. В Google, конечно, оценивают запросы о блокировке на предмет соответствия как российскому, так американскому законодательству, и на то, насколько она может нарушать права и законные интересы третьих лиц. Поэтому далеко не все запросы удовлетворяются».
В прошлом году Google удовлетворил три четверти российских заявок о блокировке — сайты были закрыты или удалены. В последние годы Госдума приняла сразу ряд мер по ужесточению контроля над интернетом, отмечает руководитель проектов по информационной безопасности КРОК Павел Луцик. И эта деятельность продолжится, считает эксперт: «Достаточно посмотреть на российское законодательство. Так, в последнее время появились несколько инициатив, в частности, «закон Яровой», «закон о забвении» и так далее. У госорганов появляется все больше инструментов, которыми они могут легально пользоваться. Если говорить об ужесточении требований и правил работы в Сети, то сейчас Госдума в третьем чтении утвердила закон о запрете анонимайзеров. При этом изначально регулятором в этой области должен был выступать Роскомнадзор, но в последний момент в документ внесли поправки, согласно которым эти полномочия переходят к ФСБ и МВД. То есть государство задумалось о контроле интернета всерьез».
Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко раскритиковала Роскомнадзор за бездействие. Поэтому ведомство сейчас будет стремиться продемонстрировать эффективную работу, отмечает координатор Центра безопасного интернета России Урван Парфентьев: «Увеличивается давление на структуры, участвующие в блокировке информации, в первую очередь, — на Роскомнадзор. Если мы говорим о так называемом экстремизме или так называемой террористической опасности, то здесь, конечно, играют роль внутриполитические, в меньшей мере, — внутриполитические тренды. Вполне вероятно, что количество запросов о блокировке может увеличиваться, особенно если зарубежные операторы интернет-сервисов дадут понять — они готовы удалять контент».
Ранее руководство сервиса Twitter указывало, что Москва находится в лидерах по количеству обращений о блокировке. Также российские власти отправляют заявления в Facebook и Microsoft.