Микрокомиссия выполнима

МФО осваивают агентский бизнес

Все больше МФО идут по проторенной банками дорожке и предлагают клиентам приобрести некредитные продукты, получая с них комиссионное вознаграждение. Участники рынка указывают, что таким образом стремятся разнообразить линейку продуктов и расширить клиентскую базу. Эксперты же полагают: главная цель — диверсификация доходов, комиссии, в отличие от процентов по займам, не зависят от платежной дисциплины граждан.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Опрос топ-10 МФО по размеру портфеля микрозаймов (по данным «Эксперта РА» на 1 января 2017 года) показал, что более половины компаний уже освоили агентский бизнес. В основном это продажа страховых продуктов, услуг негосударственных пенсионных фондов (НПФ), юридической и медицинской помощи. Такая деятельность практически не требует дополнительных затрат со стороны МФО, является низкорисковой и приносит компаниям гарантированный комиссионный доход. «До конца 2017 года доля комиссионного дохода от продажи страховых продуктов в нашей компании составит 5–10% от прибыли,— прогнозирует гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.— Если говорить по рынку микрофинансирования в целом, то в ближайшей перспективе доля комиссионного дохода вполне может достигнуть 20%».

Парадоксально, но сотрудничество с МФО становится интересно не только компаниям, оказывающим некредитные услуги, но и банкам, клиенты которых традиционно считаются более качественными. Первым на подобный шаг решился банк «Киви», запустивший пилотный проект с МФК «Домашние деньги» по распространению своей карты рассрочки «Совесть». «Карта рассрочки — это массовый продукт, и мы стремимся предложить потенциальному клиенту максимально близкий путь получения карты,— говорит руководитель проекта “Совесть” Олег Ряженов-Симс.— Поэтому мы рассматриваем “Домашние деньги” не как МФО, а как новый канал привлечения клиентов, который будет особенно эффективен в небольших городах, куда затруднительно доставить продукт и быстрое привлечение каждого клиента своими ресурсами стоит дорого». При этом распространение карт не будет вестись среди действующих клиентов МФК. «Мы будем предлагать “Совесть” клиентам, которые раньше вообще не имели отношения к нашей компании, а были привлечены агентами на местах путем распространения полиграфии или личными рекомендациями,— отмечает главный исполнительный директор МФК “Домашние деньги” Андрей Бахвалов.— Или тем, кто самостоятельно отказался от займов в нашей компании. Обычно это более обеспеченная целевая аудитория, которой не подходит высокая ставка микрозаймов».

Размера комиссии за выдачу карты стороны не раскрывают, однако участники рынка полагают, что она будет существенно выше комиссий за продажу некредитных продуктов. «Комиссия банка за выданную карту может составлять 1,5 тыс. руб. или даже больше,— полагает управляющий директор сервиса онлайн-кредитования “Е заем” Лига Трупа.— Тогда как комиссия за продажу страхового продукта обычно составляет 200–300 руб.». В «Домашних деньгах» тем временем панируют в перспективе увеличить прибыль за счет комиссионных доходов на 50%. В 2016 году, согласно международной отчетности, чистая прибыль компании составила около 1 млрд руб.

Эксперты полагают, что МФО движутся в верном направлении — агентский бизнес даст микрофинансовым компаниям больше устойчивости и позволит вывести бизнес на новый уровень. «Доходы населения продолжают падать, что увеличивает просрочку в платежах, а ожесточающееся регулирование делает сегмент менее привлекательным,— отмечает заместитель гендиректора ГК “Финам” Ярослав Кабаков.— В этой ситуации переформатирование и расширение бизнеса, несомненно, даст положительный эффект». Впрочем, нарастить комиссионные доходы до желаемого уровня МФО будет непросто. «Комиссионные доходы у розничных банков составляют около 5% от кредитного портфеля,— говорит аналитик Fitch ratings Дмитрий Васильев.— При этом, как правило, у банков шире возможности по привлечению новых клиентов, чем у МФО».

Светлана Самусева

Вся лента