«Степные истории. Продолжение»
Дмитрий Буткевич — о выставкке в Музее Востока
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о групповой выставке с названием «Степные истории. Продолжение», на которой представлены работы Бато Дашицыренова, Бальжинима Доржиева и Жамсо Раднаева.
В Музее Востока открыта групповая выставка с названием «Степные истории. Продолжение». Работы Бато Дашицыренова, Бальжинима Доржиева и Жамсо Раднаева. Столичные зрители благодаря галерее «Ханхалаев» — организатору экспозиции с искусством этих мастеров знакомы давно, а вот у каждого экспонента это первая музейная выставка в Москве.
В пяти музейных залах расположилось более 100 работ художников, которых можно отнести к одному поколению. За каждым стоит ленинградская школа художественного образования, на которую традиционно ориентируются художники Сибири и Дальнего Востока. Всем свойственная определенная театрализация в построении сюжетных линий. (Стоит отметить, что Доржиев был главным художником Бурятского академического театра драмы, а Дашицыренов выполнял такие же функции в Бурятском академическом театре оперы и балета, а затем работал главным художником производственных мастерских питерской Мариинки). Каждый обращается в своем творчестве к тематике национальных эпосов и образов, успешно сочетая крепкую советскую школу с многовековыми бурятскими художественными традициями.
Живописец и скульптор Дашицыренов широко использует архетипические образы духов и шаманов, лошадей и борцов. Гладкие, отполированные бронзовые фигурки воздействуют не только объемом, но и поверхностью, используя технические разработки поколений бурятских скульпторов и резчиков. Доржиев, часто применяя акварельную технику, пишет пейзажи — леса, горы и озера, и столь же часто работает в жанре женского портрета. Его былинные женские образы очень ярки и при этом лишены какой-либо слащавости. Раднаев использует в большинстве своих полотен приглушенную сине-зелено-охристую гамму; в его творчестве можно, пожалуй, выделить две основные темы — национальные праздники и фестивали и, конечно, дети. Приземистые, крупноголовые, крепко упирающиеся в землю его детишки и спортсмены выглядят сошедшими со страниц сказочного эпоса.
В заключение не могу не отметить странную экспозиционную практику музея — встык с бурятскими работами, без какого-либо логического перехода, паузы, — расположились произведения индийских мастеров, некогда подаренные музею. Выглядит странно и неубедительно.