Абоненты насмотрелись платного ТВ
Операторам приглянулись дополнительные услуги
Новых абонентов платного ТВ сейчас можно привлечь только за счет создания оптоволоконной инфраструктуры в регионах или запуска новых нишевых телеканалов. Операторы сконцентрировались на заработке на дополнительных услугах, включая видео по запросу и мобильные приложения. По оценке аналитиков, подобные услуги сейчас могут добавлять до 15–20% к выручке.
Рынок платного ТВ продолжает стагнировать, подсчитали аналитики TelecomDaily: по итогам первого полугодия число абонентов выросло всего на 270 тыс. человек, или на 3%, к январю—июню 2016 года. Объем абонентской базы составил 41,65 млн человек. Проникновение платного ТВ находится на уровне 73%. В среднем каждый абонент тратит 152 руб., за год прирост среднего чека составил 4 руб.
На пять крупнейших операторов приходится 90% новых подключений. Лидером по числу новых подключений стал «Ростелеком», число подписчиков которого выросло на 140 тыс., до 9,55 млн. Больше всего абонентов у «Триколора ТВ», их число выросло на 60 тыс. человек, до 12,2 млн. Доля рынка «Триколора ТВ» оценивается в 29%, «Ростелекома» — в 23%, «Ориона» — в 7%.
47% абонентов платного ТВ приходится на кабельное, 39% — на спутниковое и 14% — на IPTV. Спутник остается востребованной технологией передачи телесигнала за счет малой оптоволоконной инфраструктуры в регионах, констатирует гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Эту инфраструктуру активно развивает только «Ростелеком», который за счет этого и подключил около 50% новых абонентов, поясняет аналитик. Темпы роста интерактивного ТВ пока невелики опять же из-за проблем с инфраструктурой: большинство других операторов пока не строит сети в новых регионах. В этом сегменте на «Ростелеком» пришлось более 60% новых подключений. В «Ростелекоме» пока не могут подтвердить эти оценки — оператор еще не раскрывал итоги второго квартала, отмечает представитель компании Валерий Костарев. Но IPTV остается самым быстрорастущим сегментом рынка, говорит он.
Наиболее интересные тренды сейчас за рамками органического прироста, отмечает гендиректор ГК «Орион» Кирилл Махновский. Одним из драйверов рынка платного ТВ он называет выход на российский рынок иностранных мейджоров по производству телеконтента и запуск отечественных нишевых каналов. Удерживать абонентов также позволяют мультисредовые сервисы, например мобильные приложения, отмечает господин Махновский.
«Триколор ТВ» также вводит дополнительные услуги и сервисы нелинейного просмотра для привлечения абонентов, говорят в компании. В том числе за счет этого за последние четыре года средний чек абонентов «Триколора ТВ» вырос почти в два с половиной раза, ежегодный рост ARPU составляет около 25%, указывает представитель оператора. «Судя по ARPU спутниковых операторов, дополнительные сервисы сейчас увеличивают выручку на 15–20%»,— оценивает Денис Кусков.
При существующем уровне проникновения платного ТВ в России для развития сегмента требуются новые форматы, считает представитель «Триколора ТВ». «Можно говорить о том, что спрос на “просто ТВ” удовлетворен»,— подтверждают в «Ростелекоме». Абонентам важнее не количество каналов, а дополнительные функции. У «Ростелекома» выручка от дополнительных сервисов растет быстрее, чем от сегмента платного ТВ. По итогам первого квартала 2017 года динамика от VoD-сервисов составила 41% к аналогичному периоду 2016 года, оборот от платного ТВ вырос на 18,3%. ARPU платного ТВ у оператора увеличился на 11,9%, до 225 руб.