Россияне завоевали олимпийское золото
Школьники показали высокие результаты по математике и физике
Российские школьники показали традиционно высокие результаты на двух международных олимпиадах. В субботу все шесть членов российской сборной стали призерами Международной математической олимпиады в Рио-де-Жанейро, а ученик лицея из Санкт-Петербурга завоевал золотую медаль. В воскресенье на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии каждый участник команды российских школьников получил по золотой медали.
58-я Международная олимпиада по математике проходила в Рио-де-Жанейро с 17 июля, в ней участвовали 623 человека из более чем 100 стран. Участники должны быть не старше 20 лет и не учиться в вузе. Им предлагается решить шесть задач — по три задачи в день. На решение отводится в среднем по 1,5 часа. Задания выбираются из разных областей школьной математики, главным образом из геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики.
Победителем стала сборная Южной Кореи, все участники которой были отмечены золотыми медалями. В индивидуальном зачете первое место поделили между собой трое участников — представители Вьетнама, Ирана и Японии. В командном зачете Россия заняла 11-е место.
«Эта олимпиада в Рио-де-Жанейро кардинально отличалась от всех предыдущих сложностью задач. Пожалуй, они были самыми сложными за всю историю математического олимпиадного движения,— говорит руководитель сборной, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов.— Из шести задач, предложенных математикам в Бразилии, одна была от российского композитора. Такой тип заданий нашим ребятам был хорошо знаком, они успешно справлялись с ним на сборах, но именно на этой задаче срезалось максимальное количество участников, и наши в том числе. Ложное решение сбило с толку всех». Тем не менее все шесть российских математиков стали призерами олимпиады.
Российская команда из шести человек была сформирована и отправлена в Рио-Де-Жанейро из июльской смены образовательного центра «Сириус» в Сочи. Лучший результат в сборной показал Михаил Иванов, ученик физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга. Он получил золотую медаль и 14-е место в индивидуальном зачете. «В первом туре все три задачи я сделал идеально и получил максимум баллов, а вот во втором мог быть чуть лучше»,— рассказал он ТАСС. По его словам, при подготовке к соревнованиям участники российской сборной занимались по семь с половиной часов в день. «Дни подготовки делятся на два типа: первый — это решение задач на занятиях, второй — тренировочные олимпиады по четыре с половиной часа. В обычные дни решения задач мы тратим на занятия по семь с половиной часов в сутки»,— рассказал Михаил Иванов. Молодой человек собирается учиться на математико-механическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Серебряные медали получили Георгий Вепрев (лицей №2 города Рыбинска), Никита Добронравов (лицей №130 в Новосибирске) и Кирилл Тыщук (физико-математический лицей №239 в Санкт-Петербурге). Бронзовые медали завоевали москвичи Тимофей Зайцев (школа №179) и Вадим Ретинский (школа №1329). В прошлом году сборная России по математике заняла седьмое место в неофициальном командном зачете, первыми российские математики становились в 1999 и 2007 годах.
А в воскресенье завершилась 48-я Международная физическая олимпиада — в этом году она проходила в Индонезии. В ней приняли участие школьники из 88 стран, свыше 400 человек. В 2017 году высшие награды — золотые медали — получили около 60 школьников. Сборная команда России состояла из пяти школьников, каждый из которых получил золотую медаль. Это лучший результат по числу медалей за всю историю участия России в физической олимпиаде. Золото завоевали Дмитрий Плотников (московская школа №1329), Станислав Крымский (лицей «Физико-техническая школа», Санкт-Петербург), Василий Югов (школа №146 Перми), Кирилл Паршуков (физико-математический лицей-интернат республики Коми) и Сергей Власенко (школа №8 города Воронежа). Подготовка команды шла под руководством проректора по учебной работе МФТИ Артема Воронова, доцента кафедры общей физики Михаила Осина и сотрудника лаборатории по работе с одаренными детьми Виталия Шевченко.
Учеников поздравила министр образования и науки Ольга Васильева. «Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов». «Поиск одаренных детей является важнейшей задачей, потому что это наиболее эффективный путь формирования будущей интеллектуальной элиты государства,— убежден Назар Агаханов.— Для каждой страны, стремящейся добиться лидирующих позиций в мире, важно создание питательной среды для научных открытий, которые позволят создать новые технологии».
Как оценивается качество школьного образования в России
Согласно международным исследованиям за прошлый год, российские школьники улучшили результаты по математике, чтению и естественным наукам. Положительную динамику Россия показала сразу в двух международных исследованиях качества образования — Programme for International Student Assessment (PISA) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Результаты доказывают, что школы не заменили общую подготовку «натаскиванием на ЕГЭ», считают эксперты. Однако дальнейший рост результатов российских школьников в исследованиях вряд ли возможен, предупреждают они. Читайте подробнее