Президент Польши пошел на уступки демократии
Анджей Дуда наложит вето на закон о Верховном суде
Польские СМИ уже называют это выступление главы государства историческим моментом: президент Анджей Дуда объявил, что готов наложить вето на законопроекты о реформе Верховного суда и Национальном судебном совете. Европейские партнеры, грозившие Варшаве санкциями, а также оппоненты реформы, в течение нескольких недель протестовавшие против ее проведения, празднуют свою победу. Впрочем, считать ее абсолютной нельзя: пакет судебных реформ включал в себя три законопроекта, а президентское вето коснется только двух из них. Это означает, что власти Польши смогут и дальше продолжить спорную судебную политику.
«Изменения должны пройти так, чтобы они не разделили общество и государство»,— заявил в понедельник президент Польши Анджей Дуда. Вслед за этим глава государства, выглядевший явно довольным своим выступлением, сообщил: он готов наложить вето на закон о Верховном суде и связанный с ним законопроект о Национальном судебном совете. Ранее эти два законопроекта вызвали наибольшее возмущение оппозиции и зарубежных партнеров Польши, так как фактически лишали страну независимой ветви судебной власти. В течение нескольких недель в Польше не прекращались многотысячные акции протеста, однако на прошлой неделе пакет реформ был одобрен Сенатом страны.
Кризис в связи с ситуацией вокруг польского КС возник еще в декабре прошлого года, когда Сейм принял закон об ограничении полномочий этого органа судебной власти. Решение вызвало недовольство оппозиции и заставило Еврокомиссию уже на первом в 2016 году заседании обсуждать ситуацию в Польше (см. “Ъ” от 13 января 2016 года). Тогда же в отношении Варшавы (впервые в европейской практике) был задействован так называемый механизм укрепления верховенства права. Несмотря на эти меры, власти Польши продолжили судебную реформу, по итогам которой Верховный суд страны оказался бы в зависимости от Сейма. Предстоящие судебные реформы подверглись резкой критике не только польской оппозиции, но и Брюсселя. Еврокомиссия пригрозила Варшаве санкциями — вплоть до лишения права голоса в Совете ЕС. Теперь позиция Брюсселя наверняка смягчится, учитывая заявления президента Дуды.
Впрочем, ряд ведущих политиков Польши по-прежнему уверены, что подобная реакция на попытку реформировать судебную систему была излишней. Об этом свидетельствует сегодняшнее заявление главы МИД Польши Витольда Ващиковского. «Оппозиция и часть европейских сил не приняли результаты президентских и парламентских выборов»,— заверил он (имея в виду приход к власти в прошлом году партии «Право и справедливость»). «Мы имеем дело с попытками свергнуть правительство. Вопрос судов, тех или иных реформ — это только предлог»,— объяснил министр природу протестных акций, обвинив «журналистов, банки и международные корпорации» во вмешательстве в политическую жизнь Польши. А значит, когда волна протестов со стороны оппозиции и из-за рубежа утихнет, польские власти смогут реализовать не только третий законопроект, изменяющий работу польских судебных органов и оставшийся без внимания президента, но и пересмотреть те два, на которые Анджей Дуда пока наложил вето.
Как польские власти попали в осаду
Польша переживает самый серьезный внутриполитический кризис с тех пор, как к власти пришла правоконсервативная партия «Закон и справедливость». В декабре 2016 года в Варшаве наблюдались все признаки «мини-Майдана» — блокада парламента демонстрантами, столкновения протестующих с полицией, паралич работы Сейма и взаимные обвинения властей и оппозиции в попытке государственного переворота. Читайте подробнее