Южноуральцы наелись хлеба
В Челябинской области снижается производство и потребление мучной продукции
На Южном Урале сформировалась устойчивая тенденция к снижению производства и потребления хлеба и хлебной продукции. По данным Росстата, за девять лет потребление хлебной продукции на одного южноуральца снизилось на 24 кг. Эксперты утверждают, что все больше жителей Челябинской области хотят вести здоровый образ жизни и покупать полезные продукты, что существенно влияет на хлебный рынок. В то же время новые «здоровые» виды хлебных изделий в регионе появляются довольно редко, а безглютеновый хлеб не производится вообще. Игроки рынка говорят, что не почувствовали изменений спроса.
Согласно данным территориального органа Росстата, в Челябинской области наметилась устойчивая тенденция по снижению потребления хлеба и хлебных продуктов: со 145 кг в 2006 году потребление к 2015 году упало до 121 кг (данные рассчитываются в среднем на человека в год). Рынок отзывается на изменение спроса, снижая объемы производства: в 2016 году в Челябинской области произведено 127,4 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий — это почти на 8 т меньше, чем в 2015 году. Тенденция к сокращению производства хлеба и хлебной продукции в области продолжается и в 2017 году. За первое полугодие текущего года произведено 57 тыс. т хлебобулочных изделий недлительного хранения — это на 7% меньше, чем в первом полугодии 2016 года. В среднем на жителя области в 2017 году произведено 136,4 кг хлебобулочной продукции.
Эксперты считают тенденцию здоровой, поскольку нормы потребления хлебных изделий ниже, чем реальное потребление в регионе. «Рекомендуемый объем потребления хлеба и хлебных продуктов составляет от 95 до 105 кг всех хлебобулочных изделий в год в среднем на душу населения. Подразумевается не только хлеб, но и крупа, макаронные изделия — все в пересчете на муку. Среди регионов России по уровню потребления хлебных продуктов Южный Урал делит 31–32-е место с республикой Татарстан. Самое большое потребление в Алтайском крае — 160 кг на человека в год, самое маленькое в Чукотском АО — 60 кг»,— рассказала начальник отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстат) Ольга Круглова.
По данным анализа регионального УФАС за 2016 год, крупнейшими участниками рынка реализации хлеба и хлебобулочных изделий в Челябинской области являются «Первый хлебокомбинат» с долей 61% и «Магнитогорский хлебокомбинат» с долей 10%. Остальные участники рынка представлены менее крупными долями. «Ценовая политика монополиста в пределах среднерыночных цен. Белый хлеб из пшеничной муки во втором квартале 2017 года у „Первого хлебокомбината” стоил 37,33 руб. при средней цене по области 38,62 руб. На Южном Урале хлеб стоит дешевле, чем в Свердловской и Тюменской областях, но дороже, чем в Курганской»,— рассказала начальник отдела анализа товарных финансовых рынков челябинского УФАС России Юлия Пузанкова.
Если рассматривать потребление только хлеба и хлебобулочных изделий, средний южноуралец, по данным Росстата за 2016 год, в среднем съедает 100 кг таких изделий в год. Хлеб по-прежнему входит в тройку самых популярных продуктов, приобретаемых жителями региона, помимо мясной и молочной продукции. В среднем 17,4% продовольственных трат приходится на хлебобулочные изделия. «Минувший год был непростым для области, доходы упали, произошел рост цен, сократилось потребление всех продуктов питания за исключением картофеля и хлеба (потребление выросло на 800 г). Обычно в кризисное время потребление хлеба возрастает. Но если рассматривать длительную динамику потребления продуктов питания, наблюдается рост потребления мяса, молока, овощей и фруктов. Население, следуя рекомендациям по правилам питания либо диетам, все чаще отказывается вообще от хлеба или сокращает его потребление»,— прокомментировала начальник отдела статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Челябинскстата Валентина Семилетова. Несмотря на «здоровые» тенденции, наибольшим спросом пользуется наименее полезный пшеничный хлеб (25,8 кг на человека в год), на втором месте по популярности ржаной хлеб и хлеб из других сортов зерна — (9,7 кг на человека в год), на третьем — хлебобулочные изделия (4,3 кг на человека в год).
По словам директора по продажам АО «Первый хлебокомбинат» Сергея Константинова, компания не почувствовала серьезных изменений рынка: «Сейчас много говорят о том, что растет спрос на хлеб во время кризиса как на эконом-сегмент. Мы на себе не почувствовали изменение объема производства, потому что усиливается конкуренция: торговые сети сами выпекают хлеб, открылось очень много пекарен — более 200 шт. Они выпускают не только мелкоштучный товар — булочки, но и разные сорта хлеба. Кроме того, они делают скидки в вечернее время, чтобы реализовать продукцию». По словам господина Константинова, на местный рынок выходят производители из Сатки и Кургана, развиваются поставки из Екатеринбурга. По его данным, точно так же не меняется спрос на «здоровый» хлеб — прежде всего, из-за высокой цены. «Когда доходы растут, спрос на формовые хлеба падает. Но „здоровый” хлеб — всегда дорогой. Есть недобросовестные производители, которые вводят покупателя в заблуждение, утверждая, что их хлеб полезен, хотя ничего полезного в его составе нет. В хлебе, который действительно полезен, много пищевых волокон, как, например, хлеб с низким гликемическим индексом для людей с сахарным диабетом, который мы выпускаем. Такие хлеба стоят в районе 50–60 руб., не каждый готов в кризисное время заплатить такие деньги»,— подчеркнул господин Константинов.