«Операторы знали о требованиях ФАС с ноября прошлого года»

Представитель ФАС в эфире «Ъ FM» — об отмене роуминга внутри сети

Отмена внутрисетевого роуминга в России фактически должна произойти в середине августа, пояснила в прямом эфире «Коммерсантъ FM» начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. Она также отметила, что служба не считает обоснованными заявления операторов о том, что за 14 дней технически выполнить данное неделю назад предписание нельзя.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Петр Косенко: Дано 14 дней на отмену роуминга внутри сети, за 10 дней — оповещение абонентов об изменении тарифов. Получается, что юридически отмена должна состояться 31 июля, а действовать с 10 августа?

Елена Заева: 14-дневный срок начинает отсчитываться с даты, когда операторы юридически значимо по почте получили наше предупреждение — не с того дня, когда мы объявили об этом, а с того дня, когда они получили по почте. Обычно у нас почта по Москве идет четыре-пять дней.

Петр Косенко: Почему такие короткие сроки? Вот операторы говорят, что чисто технически и юридически они в эти сроки не уложатся. В чем противоречие?

Елена Заева: Когда мы определяли срок в 14 дней, мы руководствовались, прежде всего, тем, что операторы знали о наших требованиях, начиная с ноября 2016 года, когда начала действовать наша рабочая группа. Мы выдвигали точно такие же требования, как сейчас, но не в форме процессуальных документов, как предупреждение, а в форме просьбы, которая закреплялась в протоколах заседания рабочей группы. Поскольку у нас презумпция добросовестности хозяйствующих субъектов, мы полагаем, что они прорабатывали те поручения, которые давались в протоколах заседания рабочей группы. Это первый аспект. Для них наше предупреждение и требование в этом предупреждении никакой новостью не явились. И второе — у нас есть документы, свидетельствующие о том, что операторы изменяли тарифы на свои услуги за это время. Из документов видно, что решение о смене тарифов по всей стране оператор реализует за две недели — когда они сами вводили или меняли тарифы.

Петр Косенко: Но эксперты обращают внимание вот на что: в большинстве случаев сотовый оператор, когда отдает сигнал в рамках своей сети из одного региона в другой, он действует через так называемого зонового оператора.

Елена Заева: Я бы хотела сначала по срокам закончить. Закон о защите конкуренции прямо предусматривает возможность продления срока исполнения предупреждения. То есть операторы, если они считают, что вот именно эти тарифы изменяются дольше, чем другие, могут подать нам ходатайство о продлении сроков исполнения предписания. Единственное, что закон требует, чтобы такое ходатайство было мотивировано — операторы должны будут доказать, что изменение тарифов потребует большего времени. Что касается порядка пропуска трафика — это вопрос очень важный, давно рассматривается, мы неоднократно вносили предложения в Министерство связи с требованием изменить порядок пропуска трафика, но к этой ситуации никакого отношения не имеет.

В чем суть состоит нашего предупреждения? Когда у абонента тарифный план предусматривает оплату услуг связи, совершаемых в пределах территории субъекта, например, рубль, а за пределы территории субъекта, где как раз включается пропуск трафика через фиксированные сети — 3 рубля, мы говорим, что точно такие же цены должны быть в другом регионе. Это было бы значимо, если бы мы требовали, например, уравнять звонок внутри Москвы и из Москвы в Магадан, например. Мы же этого не требуем.

Поэтому действующий порядок пропуска трафика не является препятствием для исполнения нашего предупреждения. Мы установили, что когда абонент в Москве звонит «Москва — Москва», приезжает в Санкт-Петербург, звонит «Санкт-Петербург — Санкт-Петербург», затраты ничем не отличаются.

Петр Косенко: Еще одна экспертная оценка — звонки внутри одной сети могут стоить одинаково по всей России, а обратная ситуация с отменой роуминга среди всех операторов приведет к неизбежному росту тарифов.

Елена Заева: Да, я слышала неоднократно такую точку зрения. Чаще всего нарушение антимонопольного законодательства направлено на получение дополнительной прибыли, и было бы странно предполагать, что, лишившись возможности получать эту прибыль экономически необоснованно, я подчеркну, он обязательно должен ее откуда-то возместить. Это подрывает сами основы антимонопольного контроля. Поэтому такого быть не должно. Это самый первый аспект, самый главный. И второе — я не могу сейчас раскрывать конкретную выручку операторов от этих услуг, потому что эти сведения представлены с грифом «коммерческая тайна», но я вас уверяю, если размазать доход, получаемый от внутрисетевого роуминга, на все оказываемые услуги, это было бы практически незаметно.

Петр Косенко: А может ли компенсация произойти за счет увеличения трафика — за счет того, что люди станут элементарно больше разговаривать?

Елена Заева: В том числе мы ожидаем и этого. Среднее количество абонентов, которые пользуются во внутрисетевом роуминге в поездке самыми высокими тарифами базовыми — это где-то 30%. Соответственно, у этих абонентов очень низкая «разговариваемость», потому что они, переезжая в другой регион, зная, что их звонок будет «золотым», прекращают это делать. Если они будут знать, что у них цена не изменится, они будут продолжать говорить в привычном режиме. И, безусловно, объем трафика вырастет.

Вся лента