Военная авиация подставит крыло гражданской
Корпорация «Иркут» может получить дополнительный заказ на СУ-30СМ
Как стало известно “Ъ”, правительство поручило Минобороны РФ рассмотреть возможность закупки у корпорации «Иркут» дополнительной партии многофункциональных истребителей Су-30СМ. Полученные средства планируется направить на реализацию программы пассажирского лайнера МС-21. Вложения в проект российских госбанков уже исчисляются миллиардами долларов. В сентябре первый МС-21 должен быть передан на испытания в Центральный аэродинамический государственный институт, где и будет продемонстрирован Владимиру Путину.
О поручении для Минобороны рассмотреть возможность закупки у корпорации «Иркут» истребителей Су-30СМ “Ъ” сообщил источник в аппарате правительства и подтвердил собеседник в Минобороны. Речь идет о дополнительной партии в 10–12 машин данного типа. По словам собеседника “Ъ” в оборонном ведомстве, ситуация до конца не решена, «это действительно сейчас обсуждается, вопрос находится на рассмотрении». Другой источник “Ъ” добавляет, что полученные средства планируется направить на финансирование выпуска новейшего российского среднемагистрального самолета МС-21. Он совершил первый полет в Иркутске в конце мая. Средняя стоимость самолета составляет около $90 млн. Портфель твердых заказов — 175 самолетов, по всем из них был получен аванс. К 2022 году «Иркут» будет производить 70 машин в год. Вчера в «Иркуте» отказались комментировать “Ъ” возможную схему финансирования проекта.
Российский тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ (совершил первый полет в 2012 году) — это модификация для российских ВВС экспортных самолетов Су-30МКМ и Су-30МКИ (поставлялись в Индию, Малайзию и Алжир). В общей сложности с 2012 года для Минобороны было законтрактовано 116 таких машин, 88 из них предназначены для ВВС, а остальные — для ВМФ, где они должны заменить Су-24М.
В настоящее время несколько истребителей Су-30СМ принимают участие в сирийской военной кампании.
По данным на июнь 2017 года, корпорация «Иркут» поставила Минобороны 83 самолета, в том числе 17 — для морской авиации (два последних — в мае текущего года). Средняя стоимость одного истребителя данного типа составляет около 1,5 млрд руб. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что дополнительная партия Су-30СМ лишней для Минобороны не будет. «Кому действительно нужны Су-30СМ, так это флоту»,— говорит он. По мнению эксперта, с учетом того, что оборонное ведомство пока не получило полный комплект законтрактованных машин, купить дополнительно более десяти истребителей вполне возможно.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отметил, что новая госпрограмма вооружений «еще обсуждается, документ будет принят в 2018 году», поэтому «возможны различные варианты распределения средств». Руководство «Иркута» никогда официально не раскрывало объем вложений в МС-21. Но в середине 2016 года, во время выкатки самолета, “Ъ” сообщал со ссылкой на руководство корпорации, что финансирование производства МС-21 велось, в частности, за счет средств от экспортных поставок многоцелевого истребителя Су-30МК, в том числе для ВВС Индии (производится с 2002 года, объем заказов — 330 самолетов). Основным финансовым партнером по разработке и производству МС-21 с 2012 года выступает Сбербанк. Сумма предоставленных проекту кредитных ресурсов — около $1 млрд. Сообщалось также, что группа ВЭБа вложила $90 млн в создание МС-21, часть этих средств — в качестве предоплаты за будущие самолеты.
Эксперты сомневаются, что денег, полученных от дополнительной закупки Минобороны десяти Су-30СМ, будет достаточно для финансирования проекта МС-21. Как отмечает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, с учетом того, что «контракты Минобороны находятся на грани рентабельности, в России такая схема выглядит не совсем очевидной и ранее никогда не применялась». По его словам, единственный широко известный зарубежный пример (у компании Airbus похожим образом финансировался военно-транспортный A-400М) имел противоположный эффект.