Правила игры
в капитализацию российских медиа оценивает корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Анна Афанасьева
На днях стало известно, что турецкая Dogan Yayin выставила на продажу свои российские активы — входящие в холдинг «Пронто Медиа» сайт поиска работы Job.ru и сервис объявлений «Из рук в руки» (Irr.ru), некогда одно из крупнейших печатных изданий в стране. Один из источников “Ъ” говорил, что предварительная стоимость «Из рук в руки» обсуждалась на невысоком уровне — около $5 млн (официального подтверждения эта цифра не получила). Оценка может быть и выше: опрошенные “Ъ” участники рынка и аналитики считают, что актив может стоить от двух-трех до пяти-шести показателей годовой выручки. Выручка управляющей «Пронто Медиа» компании Trader Media East (TME) в прошлом году сократилась на 54,2%, до $9,8 млн. «Из рук в руки» — ее ключевой и самый узнаваемый бренд.
При этом всего несколько лет назад бизнес «Пронто Медиа» оценивался более чем в $800 млн. Исходя из этой немыслимой по нынешним временам оценки, TME в 2006 году заплатила $100,9 млн за 12% акций издательского дома его основателю Леониду Макарону. Это была крупнейшая в истории российских печатных СМИ оценка, которая даже до кризиса, когда этот рынок уверенно рос, заставляла округлить глаза — в такие суммы оценивалась не всякая телекомпания.
Леонид Макарон продавал актив на пике ожиданий инвесторов от издательского рынка. Когда в 2008 году грянул кризис, рекламные издания посыпались в первую очередь и к прежнему уровню так и не вернулись. За последние три года TME, сильно зависимая от печати, реструктурировала российский бизнес, намереваясь стать онлайн-холдингом. Компания закрыла печатные версии «Из рук в руки» в Москве и Петербурге, ликвидировала больше двух десятков представительств в других городах, переведя там газету на франшизу (причем в прошлом году из-за неэффективности десять соглашений о франшизе были прекращены). Но занять впечатляющих позиций среди классифайдов в интернете у нее так и не получилось. Выручка TME от онлайна в прошлом году снизилась на 44,3%, до $6,4 млн.
Тем временем ниша классифайдов никуда не делась: просто с переходом в онлайн в ней сменился ключевой игрок. Основанная десять лет назад со шведскими корнями Avito владеет крупнейшим в России сайтом с объявлениями с выручкой на два порядка больше, чем у старшего по возрасту конкурента. В прошлом году она выросла на 75%, до 11,7 млрд руб., или около $175 млн. В 2015-м медиахолдинг Naspers из ЮАР купил пакет в этом классифайде из оценки $2,38 млрд за всю компанию. На мой личный взгляд, сайт Avito может показаться даже менее удобным, чем нынешний Irr.ru. Но именно Avito, по сути, и стал новым «Из рук в руки» в интернете, чего не удалось самой газете, несмотря на узнаваемый бренд.