Похищение гендиректора «Заслона» нашло признание у обвиняемых
Громкий процесс пройдет в закрытом режиме по просьбе адвоката потерпевшего
Городской суд Санкт-Петербурга приступил к рассмотрению громкого уголовного дела о похищении генерального директора оборонного АО «Заслон» Александра Горбунова, обвинение по которому предъявлено девяти фигурантам. При этом двое из них проходят в качестве обвиняемых по другому резонансному делу — о нападении на журналиста Олега Кашина. Практически все подсудимые полностью или частично признают вину.
По ходатайству адвоката Владислава Фомина, представляющего интересы потерпевшего Александра Горбунова, судебный процесс проходит в закрытом режиме. Такая просьба была мотивирована возможностью разглашения данных, унижающих честь и достоинство. Господин Фомин пояснил “Ъ”, что закрыть процесс частично было невозможно: «Пытки, применявшиеся к моему доверителю, являются частью обстоятельств, подлежащих доказыванию, и упоминаться они будут часто. Невозможно постоянно выводить и заводить посетителей, не участвующих в процессе».
Фигурантам дела предъявлено обвинение по ст. 126 УК РФ (похищение человека), при этом предполагаемый инициатор этого преступления Александр Мешков, бывший подчиненный гендиректора «Заслона», находится в розыске. По версии следствия, он задумал преступление в начале 2014 года, создал преступную группу и профинансировал похищение Александра Горбунова. Само преступление было замаскировано под операцию силовиков. Вечером 1 апреля 2014 года гендиректор «Заслона» в Toyota Land Cruiser с водителем выехал с территории предприятия. Вскоре иномарку блокировали две машины, переодетые омоновцами и полицейскими, злоумышленники вытащили водителя и предпринимателя, затем Александра Горбунова заковали в наручники, надели на голову мешок, сделали укол диазепама и увезли во Всеволожский район Ленобласти. Там, в одном из домов похищенного держали несколько дней. Как следует из материалов дела, коммерсант получил несколько ударов шокером и был избит палкой по ногам. Все это делалось, по версии следствия, с целью получения компрометирующих материалов. По предварительным данным, злоумышленников интересовал бизнес Александра Горбунова, они также хотели добиться от коммерсанта признания в организации покушения на журналиста Олега Кашина и расспрашивали о знакомом гендиректора «Заслона» губернаторе Псковской области Андрее Турчаке. В ночь на 3 апреля Александра Горбунова вывезли во Всеволожск, где оставили в подъезде одного из домов.
Преступление было раскрыто в 2015 году, когда был задержан один из фигурантов дела — Андрей Борисов, который, по версии следствия, изображал во время похищения полицейского. Затем были задержаны и остальные подсудимые. После завершения следствия, в рамках которого потерпевшим предъявлен иск о компенсации морального вреда в размере 6 млн руб., уголовное дело было передано в горсуд Петербурга.
На заседании 25 июля прокуратура огласила обвинительное заключение, после чего подсудимым был задан вопрос о признании ими вины. Как сообщили “Ъ” в объединенной пресс-службе судов Петербурга, все фигуранты дела полностью или частично признают вину, но отказались раскрыть подробности заседания, сославшись на закрытость процесса. Однако, по неофициальным данным, признания эти выглядят неоднозначными. «К примеру, один из подсудимых говорит, что вину признает, и тут же заявляет, что ему непонятна суть предъявленного обвинения, в частности, формулировки следствия»,— сообщил “Ъ” источник на условиях анонимности.
Сам потерпевший планирует давать показания, однако на следующее заседание запланированы допросы очевидцев захвата и похищения Александра Горбунова.
Добавим, что это уголовное дело пересекается с другим резонансным расследованием — о покушении на журналиста Олега Кашина, совершенном в 2010 году. Двое предполагаемых участников похищения Данила Веселов и Михаил Кавтаскин одновременно проходят в качестве обвиняемых в нападении на господина Кашина. Как ранее сообщал “Ъ”, именно Веселов называл организатором покушения на журналиста Александра Горбунова: якобы глава АО «Заслон» узнал об оскорбительном высказывании журналиста в адрес губернатора Андрея Турчака в интернет-дискуссии, что и стало поводом для нападения.