Баннеры пристраивают в блокчейн
Российские разработчики готовят экосистему для интернет-рекламы
Проект Papyrus российских разработчиков привлек $1 млн на создание экосистемы в области интернет-рекламы на базе блокчейна. Его основатели надеются избавить интернет-площадки и рекламодателей от посредников при сделках и дать пользователям возможность регулировать, какую рекламу они видят.
Проект Papyrus привлек $1 млн от частных инвесторов (их имена не раскрываются) и работает над запуском экосистемы в области интернет-рекламы на базе блокчейн-платформы Ethereum, рассказал “Ъ” директор по продукту компании Александр Швец. По его словам, к экосистеме Papyrus смогут подключаться пользователи, владельцы интернет-ресурсов и рекламодатели. Первые смогут контролировать, какую рекламу они видят и какими данными делятся с рекламодателями, получая за это платежи в криптовалюте, вторые получат прозрачный спрос на рекламные места и отсутствие издержек на посредников, а третьи — качественный трафик, надеются разработчики.
Как средство учета и обмена между участниками экосистемы будут использоваться так называемые токены PPR, эмитируемые с помощью Ethereum. Общий объем токенов будет ограничен 1 млрд. В августе—сентябре планируется провести ограниченную предпродажу токенов, компания представит прототип экосистемы, после чего начнет эксперименты с интеграцией с традиционными рекламными сетями и платформами и проведет ICO (Initial Coin Offering — сбор средств инвесторов с использованием криптовалют по аналогии с размещением ценных бумаг на бирже).
Задача Papyrus — «решить главные проблемы рынка цифровой рекламы», говорит Александр Швец. Среди них — раздражение пользователей из-за нерелевантного контента и скрытой слежки за своим поведением, непрозрачные цепочки посредников между рекламодателями и владельцами интернет-ресурсов, а также расходы на борьбу с мошенничеством и низкая точность таргетирования. В рамках традиционной модели размещения интернет-рекламы на оплату посредников или мошеннический трафик приходится до 50% затрат, оценивает господин Швец. По прогнозам eMarketer, глобальный объем цифрового рекламного рынка в 2017 году составит $223,74 млрд, «то есть более $110 млрд, вероятно, будут потрачены впустую», говорит он.
Руслан Юнусов, гендиректор Российского квантового центра, о блокчейне, в интервью “Ъ”
Это технология, которая будет менять мир. И она по дороге разрушит очень многое
Идея использовать блокчейн-технологии в рекламе не нова. Продукты на этом рынке уже готовит ряд зарубежных проектов, среди которых Basic Attention Token, AdChain, QChain, AdEx. Но каждый из них обладает лишь ограниченным функционалом, считают в Papyrus: например, вознаграждение пользователей, платежи за размещение в криптовалюте и т. д.
Опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются в успехе проекта. «Авторы идеи делают упор на то, что они убирают посредников в размещении интернет-рекламы. Но сейчас у таких крупных игроков, как Google или Facebook, есть простые инструменты, с помощью которых каждый пользователь может продать и купить рекламу»,— рассуждает член экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при комитете Госдумы по экономической политике Ани Асланян. Директор по продуктам Between Exchange Николай Буланов считает, что на практике внедрить описываемое решение будет чрезвычайно тяжело, если его только не инициирует или не подхватит кто-то из гигантов рынка. «В существующей бизнес-логике абсолютная прозрачность, и ликвидация посредников на рекламном рынке невыгодна его участникам, так как они последовательно выстраивают собственные экосистемы с закрытыми границами, что глобально (Google, Facebook), что в России (“Яндекс”, Mail.ru Group, сейлз-хаусы)»,— рассуждает господин Буланов. Более вероятными он считает точечные технологические прорывы, а не «замену под ноль складывавшейся в течение 10–15 лет экосистемы».