С-400 приводят в полную контрактную готовность
Президент Турции считает вопрос о поставках российских систем ПВО решенным
Президент Реджеп Тайип Эрдоган, выступая 25 июля в турецком парламенте, сообщил, что Москва заключила с Анкарой контракт на поставку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. По его словам, подписи в давно обсуждавшемся документе уже поставлены. Российские источники “Ъ” утверждают, что контракт все еще не заключен. Собеседники “Ъ” называют заявление господина Эрдогана политическим ходом и попыткой увеличить вес Анкары в глазах США.
Во вторник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе выступления в местном парламенте заявил, что Анкара и Москва наконец подписали контракт на поставку зенитных ракетных систем С-400 Турции: «Сейчас мы с Россией предприняли соответствующие шаги, подписи уже поставлены, и, даст бог, уже совсем скоро мы увидим системы С-400 в нашей стране»,— цитирует господина Эрдогана турецкое издание Hurriyet. Президент не сообщил никаких подробностей, но отметил, что в скором времени стороны приступят «к совместному с Россией производству С-400». В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ и «Рособоронэкспорте» заявление турецкого президента официально комментировать “Ъ” отказались, не стали об этом говорить и в Кремле. Источники “Ъ” в сфере ВТС утверждают, что в действительности документ не подписан, хотя и находится в «высокой степени готовности». «Обсуждение идет довольно давно, но говорить о том, что была завизирована бумага, преждевременно»,— подчеркнули они.
С-400 «Триумф» — многоканальная ЗРС, оснащенная несколькими типами ракет различной дальности. Разработана в 2000-е годы в НПО «Алмаз», на вооружение принята в 2007 году. На данный момент у РФ заключен контракт на поставку С-400 только с КНР, кроме того, закупать ее планирует Индия.
Впервые информация о намерении турецких военных получить С-400 появилась в 2016 году. Позднее вопрос неоднократно обсуждался на высшем уровне, в том числе дважды (в марте и в мае 2017 года) — на встречах Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. В июне Владимир Путин заявил, что Москва готова продать Анкаре С-400, а вопрос локализации производства системы должен определяться готовностью местной оборонной промышленности. Советник президента по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин отмечал, что членство Турции в НАТО не является препятствием для поставки в страну российских ЗРС и что контракт о поставке С-400 уже согласован. Гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев говорил о том, что российская сторона рассчитывает на подписание контракта до конца 2017 года. В свою очередь, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в ходе авиасалона МАКС-2017 подчеркнул, что развернуть производство ЗРС С-400 на территории Турции невозможно. Как ранее сообщал Bloomberg со ссылкой на собственные источники, речь идет о четырех дивизионах системы на общую сумму около $2,5 млрд. Из них два дивизиона должны быть переданы в течение двух лет с момента подписания контракта, а еще два — собраны в Турции.
На прошлой неделе председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд заявил, что Вашингтон был бы «встревожен приобретением Турцией российской системы противоракетной обороны С-400», кроме того, ранее под вопрос была поставлена возможность совместимости этой системы с техникой НАТО. Отвечая на эти заявления, господин Эрдоган выразил недоумение и подчеркнул, что каждая страна принимает необходимые меры для обеспечения собственной безопасности. «Мы много раз обращались к США по схожему вопросу, но не достигли успеха. Мы начали строить планы насчет С-400. Наши ведомства проводят переговоры, и мы сделаем этот шаг»,— заявил глава Турции.
Как сказал “Ъ”, работающий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов, слова турецкого президента можно считать ответом США. «Заявления господина Эрдогана имеют цель продолжить популистскую риторику в отношении Запада, представив Турцию в качестве страны, которая идет своим путем, вопреки Брюсселю и Вашингтону,— сказал господин Ахметов. — Впрочем, эти же слова могут иметь и более долгосрочную задачу. Наличие якобы реальной стратегической альтернативы у Турции, такое как военное сотрудничество с Россией, по задумкам Анкары, может повысить значимость страны в глазах ее западных партнеров». Турецкий политолог Исмет Конак в беседе с “Ъ” указал на то, что заявление господина Эрдогана прозвучало на фоне беспрецедентного ухудшения отношений Турции со странами Запада и прежде всего с США. «Покупка российских С-400 приведет к еще большей эскалации напряженности в отношениях между Анкарой и Вашингтоном»,— заверил “Ъ” эксперт.