«Татнефть» льется на фронт
Татарстан просит внести компанию в список единственных поставщиков топлива для Минобороны
«Татнефть» хочет потеснить крупные нефтекомпании на рынке поставок топлива силовым ведомствам. Глава Татарстана Рустам Минниханов попросил правительство добавить компанию в список единственных поставщиков Минобороны. Сейчас ведомство закупает нефтепродукты в основном у ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпром нефти».
Как стало известно “Ъ”, в середине июля глава Татарстана Рустам Минниханов попросил премьер-министра Дмитрия Медведева включить «Татнефть» в перечень единственных поставщиков горюче-смазочных материалов для Минобороны. Господин Минниханов в направленном премьеру письме напоминает, что компания строит в Нижнекамске вторую очередь НПЗ ТАНЕКО с глубиной переработки нефти 99% и выходом светлых нефтепродуктов до 90%.
Производимые ТАНЕКО нефтепродукты, отмечает господин Минниханов, отвечают современным и перспективным требованиям. В частности, дизтопливо соответствует классу «Евро-6», может работать в условиях Крайнего Севера и имеет допуск Минобороны к применению в вооружении, военной и специальной технике, говорится в письме главы Татарстана. Авиационное топливо для реактивных двигателей, отмечается в письме, имеет все необходимые сертификаты и разрешения и поставляется в российские аэропорты и на экспорт. Также компания готова поставлять базовые высокоиндексные масла, которые одобрены российскими автопроизводителями. Кроме того, говорится в письме, ведутся работы по организации производства автобензинов с улучшенными характеристиками.
Аппарат правительства расписал проработку предложения главы Татарстана на Минобороны, Минэнерго, Минэкономики и ФАС. В антимонопольной службе и Минэнерго не комментируют ситуацию, в Минэкономики “Ъ” сообщили, что документ поступил и рассматривается. Официально в Минобороны просьбу Рустама Минниханова комментировать не стали. Источник “Ъ” в военном ведомстве сообщил, что сейчас у Минобороны пять крупных поставщиков ГСМ, не считая структур этих компаний. Собеседник “Ъ” отметил, что вопрос расширения списка поставщиков полностью лежит в сфере компетенции правительства, а не ведомства. «Если правительство решит, что это необходимо, то так и будет. Но нынешние партнеры полностью устраивают Минобороны»,— заключил собеседник “Ъ”. Другой источник “Ъ” на рынке не видит особых препятствий для того, чтобы «Татнефть» включили в список поставщиков.
Сейчас топливо и масла Минобороны поставляют «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть-аэро», «Агро-ТЭК» и «Совфрахт». Если «Татнефти» откажут, то компания сможет стать поставщиком Минобороны только через открытые торги, уточняет Наталья Пантюхина, гендиректор юридической компании «НП-Эдвайс». «Если компания рассчитывает стать “единственным поставщиком”, то ей нужен именной акт правительства, в котором и будет указано, кто будет являться поставщиком. Так, например, работает ФСБ. Если же нет, то “Татнефти” необходимо принимать участие в торгах наравне с любыми другими компаниями, которые пожелают в них участвовать, когда такой аукцион будет объявлен Минобороны. Других вариантов нет, поскольку речь идет о поставках на сумму, явно превышающую 100 тыс. рублей»,— говорит она.
Силовые ведомства практически никогда не раскрывают своих поставщиков топлива, но, как правило, это одна компания. В 2016 году основным поставщиком топлива для МВД была «Роснефть», но по настоянию ФАС на 2017 год ведомство объявило тендер, заявку на участие в котором подал только «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Из-за этого тендер был признан несостоявшимся, но, говорят источники “Ъ” на рынке, в итоге ЛУКОЙЛ все же стал поставщиком. Для МЧС и СКР основным поставщиком является «Роснефть».
Андрей Полищук из Райффайзенбанка отмечает, что проблем со сбытом бензина в России нет, и речь в рамках возможного контракта с Минобороны идет, скорее, о дизельном топливе. По словам эксперта, если компания сможет войти в перечень поставщиков ведомства, то получит гарантированный объем сбыта. Кроме того, как отмечают собеседники “Ъ”, поставки топлива для Минобороны являются премиальным каналом сбыта для нефтекомпаний.