Интуристы съехали из люкса
Их интерес к дорогим отелям падает
Укрепление рубля остановило вызванный кризисом резкий рост операционных показателей московских отелей сегмента luxury. В первом полугодии их загрузка впервые с 2014 года начала сокращаться. Интуристам и корпорантам теперь приходится ориентироваться на более бюджетные гостиницы.
По итогам первых шести месяцев 2017 года загрузка дорогих отелей Москвы составила 63%, что на два процентных пункта ниже аналогичного значения 2016 года. Такие данные приводит Colliers International. В первом полугодии 2015 года загрузка оценивалась в 60%, в тот же период 2014 года — в 58%. Заполняемость отелей в менее дорогих категориях, напротив, выросла. В среднем ценовом сегменте (upper midscale & midscale) с начала этого года она увеличилась на два процентных пункта (78%), в верхнем (upscale) — на один (до 68%), в верхнем пределе высокого сегмента (upper upscale) — на четыре (до 69%).
Падение загрузки в luxury-сегменте по итогам первого полугодия спровоцировало снижение стоимости размещения на 0,8% (до 15,2 тыс. руб. за номер в сутки), доходность на номер сократилась на 4% (до 9,5 тыс. руб.), указывают в Colliers. Эту тенденцию подтверждают другие консультанты. Согласно расчетам JLL, загрузка luxury-отелей в первом полугодии снизилась на 1,6 процентного пункта, тариф сократился на 1,2%, доходность — на 3,7% (до 11 тыс. руб.). Партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко отмечает, что доходность в сегменте luxury в первом полугодии снизилась на 1,8%, тогда как в бюджетном она выросла на 5,1%.
«Люксовые отели в последние годы активно наращивали операционные показатели и достигли рекордного уровня, текущая динамика является лишь небольшой их коррекцией»,— отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер. Директор департамента исследований Colliers Вероника Лежнева связывает нынешнее падение показателей сегмента luxury с его чрезмерным ростом годом ранее: в первом полугодии 2016 года цена размещения увеличилась на 24,2%, доходность — на 14,6%, загрузка — на 5%. Теперь же, по мнению госпожи Дежневой, рынок выравнивается за счет роста остальных сегментов. Вторым фактором падения эксперт называет укрепление рубля, спровоцировавшее снижение интереса к дорогим гостиницам в Москве со стороны иностранцев, формирующих значительную часть спроса. По расчетам госпожи Усенко, рост среднего тарифа в долларах в первом полугодии составил 18,4% (до $117): «Это сделало посещение Москвы дорогим не только для интуристов, на которых приходится 30% спроса, но и для корпорантов, вынужденных выбирать более бюджетное размещение».
Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф предполагает, что падение операционных показателей luxury-отелей в этом году может быть связано с установлением максимальной стоимости проживания на период матчей Кубка конфедераций (см. “Ъ” от 9 июля). Нынешние показатели отелей Accor, по его словам, превышают прошлогодние, хотя и оказались немного ниже первоначальных прогнозов.
Динамика операционных показателей менее дорогих сегментов гостиничного рынка в первом полугодии 2017 года, по данным Colliers, выглядит позитивнее. Так, в среднем сегменте доходность выросла на 2,6%, цена размещения снизилась на 0,6% (до 4,05 тыс. руб.), в верхнем аналогичные значения увеличились на 4,6% и 3,8% (до 6,3 тыс. руб.) соответственно, в upper upscale доходность прибавила 3,3%, тариф снизился на 2,2% (до 7,5 тыс. руб.). Госпожа Веллер по итогам первого полугодия результаты качественного гостиничного рынка Москвы делит на две группы. К первой, по ее мнению, относятся отели верхнего и среднего ценовых сегментов, показавшие значительный рост доходности (на 6% и 7,5% соответственно) за счет значительного роста загрузки (на 5,4 и 3,4 процентного пункта). Ко второй — гостиницы верхнего предела высокого и среднего ценовых сегментов, где доходность, напротив, сократилась на 0,4% и 0,2%, а загрузка почти не изменилась.