«LiveTex» нашел помощника
Сервис онлайн-консультаций поглотил конкурента
Петербургский разработчик платформы для онлайн-консультаций «LiveTex», среди совладельцев которого фонд бывших акционеров «ВКонтакте» Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили Vaizra Capital, поглотил московского конкурента RedHelper. Эксперты оценивают сделку примерно в 100–200 млн руб., она будет оплачена деньгами и долей в объединенной компании. Рост этого рынка замедляется, но он еще может быть интересен стратегическим инвесторам, например разработчикам CRM-систем.
О том, что «LiveTex» приобрела компанию RedHelper, “Ъ” рассказали в фонде Leta Capital, выступавшем совладельцем RedHelper. Информацию подтвердили представитель «LiveTex» и основатель RedHelper Антон Чернятин. В результате сделки акционеры RedHelper получат долю в «LiveTex» (ее размер не раскрывается) и $1 млн. Сделка призвана увеличить общую капитализацию, продуктовая линейка и команда RedHelper сохранятся, подчеркивает господин Чернятин.
В числе продуктов «LiveTex» — онлайн-консультант для сайтов, позволяющий общаться с клиентами в чате, генератор лидов, собирающий контакты пользователей, обратный звонок с сайта и др. По собственной информации, продуктами «LiveTex» пользуются более 5 тыс. компаний, включая Сбербанк, Headhunter, РБК, Tele2. В 2014 году фонд Vaizra Capital бывших акционеров «ВКонтакте» Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили вложил в компанию $4 млн. По данным Kartoteka.ru, Vaizra Capital принадлежит 18,64% ООО «Лайвтекс». Выручка компании в 2015 году составила 177,4 млн руб., чистая прибыль — 10,5 млн руб., данные за 2016 год компания не раскрывает.
RedHelper продвигает на рынке аналогичные продукты, при этом у компании сильные позиции в сегменте малого и среднего бизнеса (около 10 тыс. платящих клиентов). «RedHelper поглощается с целью расширения охвата»,— подтверждают в «LiveTex». Выручка ООО «Редхелпер» в 2015 году составила 17,5 млн руб., чистая прибыль — 5,6 млн руб., данные за 2016 год не раскрываются.
В России мультипликатор для сделок в этом сегменте составляет не более трех к выручке и может сильно варьироваться в зависимости от «нерыночных» договоренностей, говорит гендиректор WhatsHelp (платформа для маркетинга в мессенджерах) Дмитрий Чистов. По его оценке, выручка RedHelper за 2016 год могла быть около 50–60 млн руб., то есть оценка компании «в зависимости от желания продать» могла составлять 100–200 млн руб. Сервисы онлайн-чата на сайте в ближайшее время будут востребованы для обслуживания клиентов как альтернатива голосовой связи и e-mail, считает господин Чистов. По его словам, с ростом популярности мессенджеров все популярные игроки интегрировали и эти каналы, что сделало такие сервисы еще более востребованными. Объем этого рынка в РФ и СНГ он оценивает в «несколько миллиардов рублей в год».
Впрочем, по мнению основателя и владельца Calltouch Михаила Федоринина, сегодня темп роста этой рыночной ниши уже замедляется — рынок насытился после рывка, о чем говорит и динамика установок. Он приводит данные Datanyze: по числу сайтов, пользующихся технологиями чатов, на российском рынке RedHelper и «LiveTex» занимают четвертую и пятую позиции с долями 7,68% и 7,54% соответственно. В топ-3 входят JivoChat (43,19%), Onicon (14,41%) и SiteHeart (10,6%). В качестве потенциальных инвесторов подобными компаниями могут заинтересоваться CRM-системы, такие как 1С, amoCRM, Bitrix24, считает господин Федоринин, сегодня они пытаются не только управлять продажами, но связывать их с затратами на маркетинг.