Схема окончательной расплаты
АКРА составляет карту долговых обязательств в экономике РФ
С 2014 года доля долговых активов, которые уязвимы к вынужденному погашению, сократилась с 15% от общей суммы долга до 13%, в случае расширения санкций она может вырасти до 21,5%. Государственный сектор в 2018–2020 годах может стать нетто-заемщиком в экономике, но после 2020 года при сокращении бюджетного дефицита вернется к роли нетто-кредитора. Таковы основные выводы первой работы рейтингового агентства АКРА, которое в серии исследований предполагает представить полную карту долговых отношений в экономике РФ.
АКРА сегодня представит первую публикацию на основе исследований взаимных финансовых требований в разбивке по институциональным секторам — так называемых таблиц FWTH (кто и кому должен). Группа аналитиков АКРА на основе оценок ЦБ платежного баланса и инвестпозиций, сделанных системе национальных счетов (СНС), а также данных и оценок по секторам, которые в них не представлены или представлены в несопоставимой разбивке, составила в первом приближении «долговые карты» по экономикам РФ и Казахстана на начало 2008-го и начало 2017 года, в них учитывались данные о кредитах, займах, депозитах и размещенных долговых бумагах шести анализируемых «субъектов» схемы долговой взаимозависимости — населения, финансового и нефинансового сектора, государства, ЦБ и нерезидентов РФ. Банк России в 2015–2016 годах приводил оценки, исходящие из анализа чистых инвестиционных позиций тех же по описанию групп, касающиеся их внешнего долга и нетто-позиций по отношению к нерезидентам, однако работ, аналогичных заявке АКРА, пока не публиковал. Из крупных экономик лишь ЕС и Канада регулярно публикуют данные СНС в виде таблиц FWTH.
Согласно расчетам АКРА, крупнейшим заемщиком в экономике РФ является финсектор, на 1 января 2017 года его общий долг составлял 80,8 трлн руб. при общем долге 223 трлн руб. Второй по масштабу заемщик — нефинансовый сектор, совокупный долг которому составляет 59,7 трлн руб., долги нерезидентов в экономике РФ составляют 50,2 трлн руб. Население как кредитор (финансовой системе) предоставило в кредит 11,8 трлн руб., государство и ЦБ — суммы чуть более 10 трлн руб. Общий долг населению составляет 29,6 трлн руб. (из них 27,4 трлн финансовому сектору), нефинансовому сектору — 35,7 трлн руб. (примерно поровну им должны нерезиденты и финсектор — по 16,5—17 трлн руб., причем масштабы «внутреннего» долга нефинансовых компаний нефинансовым невелик — 1,6 трлн руб.— и на порядок меньше «внутреннего» долга в финсекторе — 19,9 трлн). Государству должны 11,1 трлн руб. (более половины долга — долг ЦБ). Соответственно, обязательства ЦБ составляют 26,7 трлн руб., в основном это отражение внешних резервов эмиссионного банка (19,3 трлн руб. долга ЦБ со стороны нерезидентов). Внешнему миру РФ должна 31,2 трлн руб., страна является нетто-кредитором мировой экономики — на 19 трлн руб.
Наиболее интересна оценка АКРА ситуации с «уязвимыми к досрочному погашению» долгами экономики РФ, альтернативная оценкам ЦБ. Напомним, опережающее требование погашения и банками, и компаниями внешних обязательств в 2014–2016 годах вызвано двумя причинами: собственно «уязвимостью» (в широком смысле — вынужденным погашением долга) и самостоятельными решениями компаний (в том числе выгодностью делевериджа и изменениями стратегий акционеров-нерезидентов), и отличить их друг от друга сложно. АКРА полагает, что на конец 2014 года «уязвимые к досрочному погашению» долги экономики РФ составляли 15% совокупного долга, на начало 2017 года — 13%. При этом АКРА считает, что в жестком варианте расширения санкций доля таких долгов вырастет предельно до 21,5%. Это не пугающая цифра, однако она демонстрирует относительную мягкость санкций 2015–2017 годов и большой неисчерпанный потенциал их эскалации.
Еще один интересный вывод команды АКРА: в 2018 году госсектор в России в силу стечения обстоятельств будет выступать в качестве нетто-заемщика для экономики РФ, тогда как до 2016-го, в отличие от большинства развитых экономик, был нетто-кредитором. При сокращении бюджетного дефицита и введении «бюджетного правила» государство вернется к роли нетто-кредитора к 2020 году. Основные нетто-кредиторы в экономике РФ и в 2007-м, и в 2017 годах — ЦБ и население.