Голова тяжелая
Ярослава Сержантова спасет срочная операция
Пятимесячный Рося живет в деревне Шерстино Нижегородской области. Малыш еще плохо держит голову, с трудом переворачивается и страдает от высокого внутричерепного давления. Кости черепа у Роси срослись преждевременно, еще немного — и они начнут сдавливать мозг, не давая развиваться. Необходима срочная операция — в противном случае мальчику грозит умственная отсталость, слепота и глухота.
Ярослав — младший ребенок в семье Сержантовых: его сестре Ангелине уже 14 лет, а брату Владиславу — 9. Ярослав — в семье его называют Рося — появился на свет на месяц раньше срока. Роды у Светланы, его мамы, были тяжелыми, затяжными, но экстренное кесарево сечение ей сделали, только когда возникла реальная угроза жизни. И матери, и ребенка.
Когда акушерка взяла Росю на руки, он громко заплакал. Врачи вздохнули с облегчением: «Живой!»
Малыш весил два с половиной килограмма. Светлане сказали, что ребенок здоров, но она встревожилась:
— А почему у него шишка на лбу?
— Не переживайте, шишка разгладится,— успокоила педиатр,— у младенцев косточки мягкие, такое бывает.
Через неделю Росю перевели в отделение патологии новорожденных детской больницы в Нижнем Новгороде. Здесь мальчика обследовали по полной программе. Сделали даже компьютерную томографию головы. Исследование показало, что у малыша намного раньше времени срослись лобные кости. На месте их соединения и образовался костный гребешок — та самая шишка, которая сразу встревожила Светлану. Росе поставили диагноз «частичный краниостеноз».
— Значит, шишка не разгладится? — испугалась Светлана. Всю жизнь она проработала медсестрой в районной больнице, но о таком диагнозе услышала впервые.
— Сама не разгладится,— ответил нейрохирург.— Есть только два возможных варианта лечения: коррекционный шлем или операция. Но сначала ребенку надо подрасти и окрепнуть.
Через месяц мальчика выписали домой.
Дома Светлана первым делом налила ванночку, чтобы искупать сына.
— Я думала, что Рося будет бояться воды: за первый месяц, который мы провели в больнице, он ни разу не купался,— вспоминает Светлана.— А он был в таком восторге! Владик нам говорит: «Смотрите, он похож на кораблик, у него даже голова в форме лодочки!»
В два месяца Светлана повезла Росю в детскую больницу на повторное обследование.
— Не затягивайте с лечением,— сказал нейрохирург.— Это заболевание опасно тем, что сросшиеся раньше времени кости черепа мешают ребенку правильно развиваться. Когда он подрастет, черепная коробка будет сдавливать головной мозг, мальчик может ослепнуть и оглохнуть.
В августе Росе исполнится полгода. Он очень старается удержать голову, но через несколько секунд она клонится на бок, и мальчик отчаянно плачет. Он терпеть не может свои шапки и чепчики — пока не сорвет с головы, не успокоится.
— Врачи говорят, что это из-за высокого внутричерепного давления,— говорит Светлана.— Его успокаивает ванночка. В воде ему легче держать голову и боль проходит.
Светлане дали направление на консультацию в московскую клинику. Всю дорогу Рося беззаботно проспал в коляске. Светлана очень надеялась, что сыну наденут специальный шлем и можно будет обойтись без операции.
Но эта надежда не оправдалась.
— Вашему ребенку шлем не поможет,— сказал доктор после осмотра.— Вы только потеряете драгоценное время. Нужно оперировать.
Сначала мальчику проведут компьютерную томографию. Ее результаты внесут в специальную компьютерную программу. А дальше хирурги с помощью саморассасывающихся пластин придадут черепу правильную форму.
— Каждый ребенок — это награда,— говорит мне Светлана,— и окно в будущее. Наша Лина хорошо рисует, после школы хочет стать архитектором. Владик мечтает работать окулистом в сельской больнице. А Рося… Его будущее сейчас зависит от операции.
Светлана пока в декретном отпуске, муж работает водителем неотложки, его зарплаты на дорогую операцию не хватит. Без нашей помощи им не справиться.