Руководители успешных воронежских компаний поделились опытом прохождения низкого сезона в бизнесе
26 июля в областном Доме журналистов состоялся круглый стол на тему «Низкий сезон: способы выживания воронежских компаний». Организаторы мероприятия — портал улучшения делового климата «Власть Бизнес РФ» и департамент предпринимательства и торговли Воронежской области. 12 спикеров — представители областного правительства, городской администрации и предприниматели с опытом многолетней и успешной деятельности, —поделились эффективными методами борьбы с сезонностью в бизнесе, обсудили, какую помощь могут оказать профильные департаменты областного правительства и общественные объединения предпринимателей в борьбе с трудностями низкого сезона, а также перспективы и новые варианты сотрудничества власти, бизнеса и общественных организаций, совместного проектирования обучающих, тренинговых и консультационных мероприятий.
В каждом бизнесе есть свой низкий сезон. Успешность предпринимателя на конкретном временном отрезке зависит от времени года, колебаний активности потребления в связи с периодом отпусков и от погоды, капризы которой иногда трудно прогнозировать даже синоптикам. Важно уметь планировать возможные потери, чтобы в сложные периоды сохранить компанию в оптимальной форме. В этом году из-за холодного и дождливого лета в убытке продавцы мороженого и кваса, владельцы проката инвентаря в скверах и парках. Но, как отметил заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Дмитрий Маслов, и в данной ситуации одни отрасли проиграли, а другие выиграли. Сейчас на пике рестораторы. В выигрыше и продавцы овощей — их продукция подорожала на 50%. Руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж Людмила Бородина считает, что, если турбазно-пляжный сезон не срабатывает из-за климатических условий, это повод для разработки новых бизнес-идей. Задача администрации города и области — создавать событийные мероприятия (фестивали, праздники), которые привлекли бы в город туристов и помогли бы компенсировать убыточность низкого периода, ведь в организации будут активно задействованы и пищевики, и гостиничный бизнес. По мнению Людмилы Викторовны, важно повысить информированность жителей других регионов о нашем городе, в этом Воронеж отстает от соседей.
Несмотря на трудности, бизнесмены сохраняют свои позиции на рынке. Вот инструментарий, который помогает им выйти из низкого сезона бизнеса без огромных потерь:
1. Корректировка ассортимента, создание дополнительных сезонных товаров, которые будут пользоваться спросом.
2. Переориентация на другую целевую аудиторию.
3. Оптимизация и переориентация бизнеса.
4. Тестирование новых товаров, пилотных продуктов
5. Специальные сезонные сервисные предложения.
6. Акции.
7. Продажа товаров, не предназначенных для данного сезона.
Власть и население региона заинтересованы в том, чтобы деятельность бизнесменов была успешной и прибыльной, поскольку от этого зависят уровень инвестиций, рост количества рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней позитивные изменения в социальной сфере. Помочь предпринимателям избежать серьезных ошибок в планировании бизнеса, решить юридические и маркетинговые проблемы призван Центр поддержки предпринимателей. Он открылся в конце прошлого года на ул. Никитинской, 49а, кроме того, есть 23 центра, расположенных в районах области. О планах работы этой организации рассказал ее директор Константин Корнев — они опубликованы на портале Союза предпринимателей области и на сайте департамента предпринимательства и торговли. Обучающие программы построены по принципу актуальности — рассматриваются проблемы, которые волновали предпринимателей в последние полгода. С середины сентября начнется дистанционное консультирование по интернет-каналам, будут проходить удаленные обучающие семинары, которые можно будет посмотреть в записи. Деньги выделило Министерство экономического развития — для предпринимателей консультации будут бесплатными. В арсенале форм поддержки предпринимательства и такое направление, как бизнес-миссия на Сахалин, которая даст возможность найти там новые деловые контакты. Запланировано еще три такие миссии — подписаны соглашения на уровне региональных правительств с Костромой, Санкт-Петербургом и Ростовом. Есть календарь выставок, куда за счет федеральных средств могут выезжать предприниматели. О необходимости поддержки молодежного бизнеса России напомнил заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Дмитрий Маслов. Сталкиваясь с трудностями, многие хотят услышать совет тех, кто уже прошел этот путь, заработал имя и репутацию. Должен быть институт наставничества, нужны разбор бизнес-ситуаций и передача опыта. Воронежские власти помогают молодым бизнесменам наладить связь с опытными и успешными предпринимателями, проводят тренинги и обучающие семинары.
Китайский иероглиф, обозначающий слово «кризис», состоит из двух значков: «опасность» и «возможность». Опытный предприниматель из любой трудной ситуации выходит с минимальными потерями и превращает минусы низкого сезона в стартовую площадку. Но в современных условиях для этого необходимы не только усилия бизнесменов, но и плодотворное сотрудничество власти и бизнеса.