ФАС и ОАО РЖД поспорили о газах
Монополия получила предписание за неправильную охрану
Московское УФАС вынесло предписание ОАО РЖД за злоупотребление доминирующим положением в перевозках энергетических газов — пропана и бутана. Служба считает, что монополия вынуждала грузоотправителей этих газов заключать договоры на охрану с ведомственной охраной, хотя нормативы требуют, чтобы этим занималось само ОАО РЖД. За такое нарушение компании грозит штраф до 15% от выручки на этом рынке. В ОАО РЖД не согласны с претензиями, отмечая, что по закону безопасность таких грузов должны обеспечить грузоотправители и грузополучатели, которые и должны заключать договоры с ведомственной охраной.
Московское УФАС признало ОАО РЖД нарушившим закон о конкуренции и выдало ему предписание, обвинив монополию в ущемлении интересов грузоотправителей пропана и бутана. По данным ведомства, ОАО РЖД запретило принимать к отправке энергетические газы без договора грузоотправителя на сопровождение и охрану таких грузов с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». При этом по закону, отмечает УФАС, охрану грузов в пути следования и на станциях должен обеспечивать перевозчик на собственные средства или по договору с ведомственной охраной. Под исключение подпадают лишь те грузы, охрану которых по договору или Уставу железнодорожного транспорта РФ должен обеспечить сам отправитель или получатель.
Энергетические газы не входят в число грузов, которые, согласно утвержденным правилам, должны охраняться за счет отправителя, замечает московское УФАС — эта обязанность «лежит на перевозчике, то есть на ОАО РЖД». Таким образом, ОАО РЖД злоупотребило доминирующим положением, не исполнило законные обязанности, «что привело к ущемлению интересов грузоотправителей». В службе напоминают, что административный штраф может составлять до 15% от суммы выручки нарушителя от реализации услуги на том рынке, где совершено нарушение.
В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что компания не ограничивала перевозку данных грузов. Энергетические газы отнесены к спецгрузам, перевозимым железнодорожным транспортом общего пользования и подлежащим сопровождению ведомственной охраной Росжелдора по распоряжению, подчеркивают в монополии. Там считают также, что действующие отраслевые нормативные документы относят обеспечение сохранности газов к ответственности грузоотправителя и грузополучателя. Свою точку зрения компания защищает в судебных инстанциях, заключили в ОАО РЖД.
Руководитель антимонопольной практики Sameta Андрей Астанин считает, что ОАО РЖД в любом случае ждет оборотный штраф, который, скорее всего, составит 7%. «Но надо понимать, что монополия и ФАС будут идти до конца и дело дойдет до Верховного суда». Исторически так сложилось, что дела, возбуждаемые службой в отношении ОАО РЖД, доходят до Верховного суда, формируя практику применения антимонопольного законодательства в отрасли, заключает юрист.