Поселения с трудом вписываются в городские округа
Общественная палата разработает критерии преобразования муниципалитетов
Объединение муниципалитетов в городские округа значительно затрудняет доступность муниципальных услуг для населения. Такой вывод сделан в исследовании Института экономики города «Территориальная доступность местного самоуправления в РФ», которое было презентовано в Общественной палате (ОП). Эксперты предложили законодательно закрепить основания и ограничения при укрупнении муниципалитетов или преобразовании их в городские округа.
Авторы исследования, по словам гендиректора Института экономики города (ИЭГ) Александра Пузанова, исходят из того, что для жителей населенных пунктов, расположенных в 15 км от центра муниципалитета, затруднен доступ к принимающим решения органам местного самоуправления (МСУ) и госуслугам. В исследовании учитывались и климат в разных регионах, и состояние дорог, и работа общественного транспорта (была проанализирована ситуация в 18 субъектах). Так, в Краснодарском крае поселений с затрудненной транспортной доступностью 18,9%, в Волгоградской области — 16,6%, в Красноярском крае — 20,9%. Укрупнение муниципалитетов ухудшает ситуацию: в Нижегородской области, например, затруднена транспортная доступность в 18,1% поселений. Если же населенный пункт отстоит от центра на 25 км, то ситуация с транспортной доступностью становится критической. В Красноярском крае таких муниципалитетов 5,2%, Волгоградской области — 1,5%, Ульяновской — 1,9%, Нижегородской — 1,8%. Но в них живут, отметил господин Пузанов, тысячи людей.
Преобразование муниципальных районов в городские округа, при котором поселенческий уровень МСУ упраздняется, значительно затрудняет доступ населения к местной власти и госуслугам. В Калининградской области таких поселений 45%, Свердловской — 68,9%, Магаданской — 36%, Московской — 30,3%. По прогнозу авторов исследования, если Нижегородская область также объединит все поселения в городские округа, то доступ к местной власти затруднится для жителей 67% поселений и для 18% станет критичным. По словам господина Пузанова, ИЭГ проводил исследование в связи с массовым укрупнением муниципальных образований (МО). А преобразование муниципальных районов в городские округа «приобрело большие масштабы, причем под гребенку укрупнения и ликвидации попадают и вполне самодостаточные МО», отметил он.
По данным Минюста, площадь 27% городских округов превышает 1 тыс. кв. км — «это примерно соответствует площади Москвы до присоединения новых территорий в 2012 году, что ставит под сомнение перспективы развития городской инфраструктуры на территории таких округов». По данным эксперта Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Дмитрия Соснина, на 1 мая 2017 года в РФ насчитывалось 22 136 муниципалитетов. В 2003 году, когда был принят закон «Об общих принципах организации МСУ», их было 24,5 тыс. Только в 2016–2017 годах с карты РФ исчезли 265 МО, из них 230 сельских поселений, 22 муниципальных района, а городских округов стало на 22 больше. Вся Сахалинская область поделена на городские округа, по девять городских округов появилось в Ставропольском крае и Московской области.
Эксперты поддержали главу комиссии ОП по МСУ Андрея Максимова, который предложил «выработать критерии объединения и преобразования поселений на основе их экономической и организационной жизнеспособности с одной стороны и транспортной доступности — с другой». Необходимость «законодательно или методологически проработать основания и критерии преобразований МО» господин Максимов объяснил “Ъ” тем, что «на федеральном уровне они не управляются». В некоторых случаях преобразования имеют экономическую основу, считает он, но чаще они «создают проблемы для получения жителями госуслуг, не позволяют им участвовать в принятии решений на уровне МО». «Выйдем во властные структуры и Федеральное собрание, чтобы придать нашим решениям силу закона или санкционированных государством рекомендаций»,— отметил он.