«Яндекс» прирос на четверть
Квартальные показатели изменили прогноз компании по росту выручки за год
Во втором квартале 2017 года «Яндекс» нарастил выручку почти на четверть, вновь обновив прогноз по ее росту за целый год — теперь на 18–21%. Компания продолжит инвестировать в «Яндекс.Такси», товарный агрегатор «Яндекс.Маркет», сервисы объявлений и новые проекты, которые «обеспечат рост в будущем».
В апреле—июне 2017 года выручка «Яндекса» выросла на 23%, до 22,1 млрд руб., сообщается в финансовой отчетности компании. По итогам первого квартала этот показатель увеличился на 25%, до 20,7 млрд руб. «Яндекс» в очередной раз повысил прогноз роста выручки за весь 2017 год: интернет-компания ждет, что ее оборот увеличится на 18–21%. Изначальный годовой прогноз был 16–19%, затем — 17–20%.
Скорректированная чистая прибыль «Яндекса» за отчетный период выросла на 2%, до 4 млрд руб. ($66,5 млн), а скорректированный показатель EBITDA — на 7%, до 7,2 млрд руб. Эти показатели, как и выручка компании, превысили ожидания аналитиков в консенсус-прогнозе «Интерфакса»: они ожидали роста выручки на 22,5%, до 22,5 млрд руб., скорректированного показателя EBITDA — на 3,1%, до 6,97 млрд руб., скорректированная чистая прибыль должна была снизиться на 7,3% до 3,62 млрд руб.
Выручка от продажи интернет-рекламы, остающейся главным драйвером доходов «Яндекса» (95% общей выручки, кварталом ранее — 94%), составила 15,5 млрд руб. (рост на 21%). Прочие доходы выросли на 59%, что было связано «в основном с ростом доходов «Яндекс.Такси»: они увеличились на 46%, до 772 млн руб. Доходы «Яндекс.Маркета» повысились на 9%, до 1,2 млрд руб., направление классифайдов (сервисы объявлений Auto.ru «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия») принесло компании 462 млн руб. (рост на 48%). Выручка экспериментальных направлений («Кинопоиск», «Яндекс.Музыка», Yandex Data Factory и пр.) выросла на 125% до 344 млн руб.
Во втором квартале доля «Яндекса» на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах), по данным его собственного аналитического сервиса «Яндекс.Радар», составила 54,3%. «Яндекс.Радар» был запущен в июле для мониторинга популярности браузеров и поисковых систем на основе данных статистического сервиса «Яндекс.Метрика».
Согласно отчетности «Яндекса», во втором квартале число поездок «Яндекс.Такси» выросло на 425% к аналогичному периоду 2016 года. Гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин обращает внимание на то, что компания и в дальнейшем продолжит инвестировать в «Яндекс.Такси», в «Яндекс.Маркет», сервисы объявлений и «в новые проекты, которые обеспечат рост компании в будущем».
Руководитель группы компаний «Яндекса» Аркадий Волож напоминает, что уже после отчетной даты «Яндекс» заключил соглашение с Uber об объединении сервисов по онлайн-заказу такси в России и пяти соседних странах: «Это говорит о том, что мы способны находить новые решения для развития наших бизнес-направлений». В июле Uber и «Яндекс» договорились о создании крупнейшего участника российского рынка онлайн-такси. Объединенный бизнес оценивается в $3,725 млрд, Uber вложит в него $225 млн, «Яндекс» — $100 млн. Контроль (59,3%) над новым бизнесом получит «Яндекс», еще 36,6% будет у Uber, остальные 4,1% будут принадлежать сотрудникам двух компаний. Также по условиям соглашения «Яндекс» получит незначительную долю в глобальном Uber.
В июне у «Яндекса» состоялась еще одна сделка: принадлежащий компании портал «Авто.ру» договорился о стратегическом партнерстве с ИД Hearst Shkulev Media. «Яндекс» будет развивать автоклассифайды ИД, который обеспечит трафик для них со своих медиаресурсов, а также продолжит продавать рекламу и заниматься контентом. По данным “Ъ”, базы данных, софт, товарные знаки и 33 домена, приобретенные у Hearst Shkulev Media, обошлись «Яндексу» в сумму около 500 млн руб.