Бизнес закаляет связь
Как телеком-услуги расширяют возможности бизнеса в Заполярье и помогают контролировать работу Кольской АЭС
От мобильной связи до межмашинного взаимодействия. “Ъ” побывал на предприятиях Кольского полуострова и узнал, какими услугами «Мегафона» пользуются атомные энергетики, производители минеральных удобрений, а также владельцы крупнейшего в регионе фитнес-клуба.
АО «Апатит»
«Мы очень сильно проиграем в производительности, если отключим или заблокируем сотовую связь»,— сходу заявляет журналистам, которые приехали посмотреть на крупнейшее промышленное предприятие в Мурманской области АО «Апатит», специалист дирекции информационных технологий компании Геннадий Минаков. Предприятие образовано почти 90 лет назад на базе Хибинских месторождений апатит-нефелиновых руд и на сегодня полностью обеспечивает сырьем группу «Фосагро», которая держит статус крупнейшего производителя фосфорных удобрений в Европе. На трех принадлежащих «Апатиту» рудниках — Кировский, Расвумчоррский и Восточный — ежегодно добывается около 26 млн тонн руды как открытым способом, так и под землей.
По словам господина Минакова, сотовая связь широко применяется «Апатитом» для оперативного управления большого числа подрядных организаций и помогает решить кризисные ситуации, возникающие на предприятии. «Наш подрядчик, который производил строительные работы на озере Большой Вудъявр, перекопал большой оптический кабель, и у нас пропала связь с насосной станции,— рассказывает господин Минаков.— Благодаря сотовой связи персонал был на месте аварии уже через полчаса. Иначе быстро организоваться было бы невозможно». Год назад «Апатиты» внедрили SMS-информирование, чтобы оповещать ремонтные службы о подобных инцидентах и оглашать срок завершения работ. «В среднем в Восточном руднике рассылается 450–600 SMS в месяц в таком режиме»,— отмечает господин Минаков. Всего корпоративные сим-карты имеют около 10% штатных сотрудников «Апатита» — от топ-менеджеров предприятия, решающих стратегические задачи, до дежурных специалистов, поддерживающих связь с оператором-диспетчером.
Помимо классических услуг сотового оператора, «Апатит» использует технологии m2m (межмашинное взаимодействие). Они применяются для автоматической передачи данных от насосных станций в карьере до диспетчеров и для позиционирования техники, оснащенной устройствами с сим-картой. Также предприятие планирует определять местоположение своих сотрудников, работающих в карьере, в целях их же безопасности. Господин Минаков делится, что данные технологии привели к оптимизации численности персонала. «Первая система позиционирования на Центральном руднике была внедрена в 2006–2008 годах. В эти годы был кризис, и у предприятия была задача снизить все затраты. Одним из факторов их снижения стало внедрение систем диспетчеризации и позиционирования, что позволило уменьшить простои машин, быстрее выдавать задания машинистам»,— говорит он.
Услуги связи «Апатиту», как и всей группе «Фосагро», согласно выигранному в прошлом году тендеру, предоставляет «Мегафон». Оператор построил базовые станции на площадке «Апатит», которые покрывают карьеры, фабрики, а также подземные рудники. Именно здесь расположена самая глубокая базовая станция «Мегафона» — на расстоянии 500 метров от вершины горы. Руководитель по инфраструктуре Мурманского отделения «Мегафона» Максим Артамонов отмечает, что каждое решение оператора для крупных клиентов уникально. Так, для электроснабжения оборудования БС применяются уличные трансформаторы, а для его настройки специалистам «Мегафона» приходилось проводить натурные измерения.
Кольская АЭС
C рудников журналисты отправляются в город атомщиков Полярные Зори, где расположена Кольская атомная электростанция, которая удовлетворяет 70% потребности Мурманской области в электроэнергии. Это одна из десяти действующих в России АЭС. Появилась она в регионе не случайно, а в связи с необходимостью добычи и переработки минерального сырья, которым богат заполярный край.
«Еще в довоенные годы геологи обнаружили более 60 видов залежей различного минерального сырья на Кольском полуострове. Чтобы добывать и перерабатывать его, необходимо было строить огромные энергоемкие предприятия. А для того чтобы они успешно работали, нужно взять огромное количество электричества»,— рассказывает инженер управления информации и общественными связями Кольской АЭС Анна Таранникова. Из имеющихся тогда на полуострове гидроэлектростанций, по ее словам, таких запасов электричества было невозможно выжать, поэтому в 1970-х годах в СССР было принято решение построить Кольскую АЭС. На сегодня там работает около 2 тыс. человек.
Примечательно, что атомная электростанция наряду с предприятиями, которым поставляет электроэнергию, пользуется услугами связи «Мегафона». При этом Кольская АЭС начала работать с ним раньше всех: еще с 1990-х годов, когда оператор еще назывался Северо-Западный-GSM.
Господин Артамонов говорит, что при обслуживании такого серьезного клиента делается основной фокус на безопасности: на полноценном следовании бизнес-процессам и внутренним инструкциям. «У Кольской АЭС есть закрытые подземные пункты управления, и там наружной мобильной сети не может быть по определению. Поэтому мы применяем различные технические решения, чтобы персонал в случае чрезвычайного происшествия имел возможность быть на связи и управлять техническими процессами предприятия»,— рассказывает представитель «Мегафона». Для этих целей оператор устанавливает в подземных помещениях различное оборудование, усиливающее сигнал сети: микро базовые станции, репитеры, фемтосоты.
Кольской АЭС как стратегическому энергопредприятию необходимо предоставлять уникальные услуги: к примеру, организовать фиксированный канал связи для передачи служебной информации. Дело в том, что все крупные энергетические предприятия обязаны передавать сведения о выработке и потреблении электроэнергии. Господин Артамонов отмечает, что для надежности передачи данных энергетики требуют организовать два канала.
Нужны атомщикам-энергетикам и традиционные услуги мобильной связи. По сведениям «Мегафона», Кольская АЭС, как и ее многочисленные контрагенты, использует междугороднюю и международную связь от «Мегафона», а с осени будет пользоваться местной связью от оператора. Связь от «Мегафона» востребована и на ведомственном горнолыжным курорте АЭС. «Мы специально построили там базовую станции, обеспечив курорт полным комплексом услуг связи. Руководству предприятия понравился наш подход: теперь они на высоких скоростях и на работе, и дома, и на спортивном отдыхе», — комментирует господин Артамонов. Кстати говоря, в Полярных Зорях члены семей энергетиков могут экономить на связи, подключаясь к программе «Мегафона» «Свои люди».
Фитнес-клуб Nord Gym
«Мегафон» решает бизнес-задачи не только стратегических предприятий, но и среднего бизнеса. Крупнейший фитнес-клуб в Мурманской области Nord Gym, который посещают 500–600 человек в день, с каждым годом расширяет сотрудничество с оператором. Если в 2010 году фитнес-клубу было достаточно широкополосного доступа в интернет и стационарной телефонии, то в прошлом году он подключил услугу от «Мегафона» Wi-Fi с авторизацией.
«Эта услуга дает возможность нашим посетителям отслеживать свои спортивные успехи с помощью электронных браслетов и других гаджетов. А также оставаться на связи со своими близкими и друзьями»,— говорит HR-директор Nord Gym Мария Семченко. Авторизация, которая с 2015 года стала обязательным по закону условием подключения к публичным сетям Wi-Fi, происходит по мобильному номеру. В Nord Gym уверяют, что подключаться к Wi-Fi «Мегафона» без проблем могут иностранные туристы через свои родные сим-карты.