Опасные сети
К чему приведет ужесточение наказания для создателей «групп смерти»
Тюремный срок за склонение детей к суициду увеличен почти вдвое. Владимир Путин подписал соответствующий закон. Уголовная ответственность повышена с 8 до 15 лет. Наказание за создание так называемых «групп смерти» тоже ужесточили с 4 до 10 лет. Именно по этой статье был осужден Филипп Будейкин, известный как Филипп Лис, администратор одной из «групп смерти». Он получил три года колонии. Подробности — у Алексея Соколова и Юлии Вагаповой.
Само понятие «группы смерти» стало известно после вышедшей в мае 2016 года в «Новой газете» статьи о том, что в интернете существуют специальные сообщества, в которых подростков якобы подталкивают к самоубийству. Тема тогда стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Газета сообщала, что за год покончили с собой более 100 детей, состоявших в этих группах и получавших от кураторов различные задания, которые в финале привели к трагедии.
Многие усомнились в достоверности данных, изложенных в статье. Тогда исследователи из группы «Мониторинг актуального фольклора» решили внедриться в эти группы, чтобы изучить их. Одна из участников эксперимента Александра Архипова сообщила, что дети воспринимают все действия в подобных сообществах как игру: «Эти группы в последнее время очень видоизменились. Теперь в таких пабликах подростки обсуждают все, что угодно, — от шок-контента до школьных проблем и самоубийства. Это стало безумно популярной игрой среди детей. Они вступали в такие группы классами и даже школами, знали о них и девятилетние ученики. Известно, что активно интересоваться подобными темами подростки начинают с 12 лет. Под маской куратора чаще всего скрываются такие же школьники. В принципе это все можно считать игрой, которая порой заканчивается жестокими розыгрышами. Все кураторы, с которыми мы общались, объясняли свое участие в подобных пабликах желанием разыграть девушку или друга».
Эксперты отмечают — определить, что именно довело ребенка до суицида, будет крайне сложно. По формальным признакам к ответственности можно будет привлечь любых людей, которые публично выражают депрессивные мысли в интернете. Психолог Вероника Ерофеева добавляет, что в итоге от нового закона могут пострадать те, кто просто ищет в Сети поддержку: «В этом случае будет сложно собрать достаточную доказательную базу. Кроме того, нельзя исключать того, что кто-то может ради своей выгоды свидетельствовать против другого. После принятия закона могут начать блокировать и тех пользователей, которые просто делятся в Сети своими мыслями, размышлениями касательно тем смерти и депрессии».
Однако родители погибших детей придерживаются другой точки зрения. По мнению создателя общественной организации «Спасение детей от киберпреступлений», отец совершившей самоубийство девочки Сергей Пестов уверен — невинные люди не окажутся в числе тех, кого будут наказывать за причастность к трагическим случаям: «Когда преступники будут знать, что за их деяния существует достаточно жесткое, неотвратимое наказание, то какую-то часть из них это остановит. Без вины никого не посадят. Это вопрос технической работы правоохранительных органов, оперативных служб, обработки данных, сбора доказательств по конкретному делу. Когда говорят, что ужесточение наказания приведет к незаконным арестам, это просто провокация».
Пользователи в соцсетях неоднократно призывали ужесточить наказания администраторам таких групп. Так, например, приговор Филиппу Будейкину общественностью был воспринят как чересчур мягкий.
Совет федерации одобрил ужесточение наказание за пропаганду суицида среди детей до 15 лет заключения 25 июля. Госдума одобрила этот законопроект 21 июля. Столь быстрое прохождение закона было объяснено активизацией так называемых «групп смерти».