Корейская ракета ударила по Китаю
Новое испытание, проведенное КНДР, прервало потепление между Пекином и Вашингтоном
Потепление между Пекином и Вашингтоном, наметившееся после визита председателя КНР Си Цзиньпина в США, похоже, закончилось. Президент США Дональд Трамп выступил с резкой критикой Китая после запуска КНДР очередной баллистической ракеты. По его словам, Пекин мог бы «с легкостью решить эту проблему», но не хочет. Президента США поддержал лидер Южной Кореи Мун Джэ Ин, который распорядился возобновить развертывание американского комплекса противоракетной обороны THAAD. Оно, напомним, ранее было приостановлено после жесткой критики со стороны Китая.
«Я крайне разочарован Китаем! Наши глупые предыдущие президенты позволяли им ежегодно зарабатывать на торговле с нами миллиарды долларов, и тем не менее они не делают для нас ничего, когда дело касается Северной Кореи. Одни разговоры,— написал Дональд Трамп в Twitter.— Мы не позволим этому продолжаться. Китай мог бы с легкостью решить эту проблему!» Критику президента США поддержал министр иностранных дел Японии Фумио Кисида. Во время предвыборной кампании нынешний президент США сделал Китай одним из главных объектов своей критики, но после избрания и встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в резиденции господина Трампа в Мар-а-Лаго в начале апреля заглушил критику и выразил надежду, что двум странам удастся договориться. После этого госорганы Китая помогли защитить от подделок популярный в Китае бренд дочери Дональда Трампа Иванки, а ряд китайских компаний пообещали сделать масштабные вложения в экономику США.
Напомним, что Северная Корея провела очередные ракетные испытания 28 июля. Центральное телеграфное агентство Северной Кореи сообщило, что была запущена (как и 4 июля) новая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Хвасон-14», «поднявшаяся на высоту 3725 км, пролетевшая 998 км за 47 минут и 12 секунд и упавшая в воды у восточного побережья Корейского полуострова». Как и в прошлый раз, большинство экспертов подтвердили технические параметры ракеты. Майкл Эллеман из Международного института стратегических исследований заявил, что в случае запуска по оптимальной траектории ракета вполне могла бы пролететь более 9,5 тыс. км (что позволяет достичь территории США), и добавил, что «окно возможностей для дипломатического решения вопроса» северокорейских испытаний сужается. По мнению ученого, второй за месяц успешный запуск ракеты такого класса свидетельствует о том, что «к концу года Пхеньян получит рабочую версию МБР».
Стоит, впрочем, отметить, что, по данным Минобороны РФ, северокорейская ракета поднялась на высоту 681 км и пролетела 732 км. Эти характеристики, как считают в ведомстве, соответствуют баллистической ракете средней, а не большой дальности: для получения статуса МБР ракета должна пролететь более 5,5 тыс. км.
На волне подобных новостей новый президент Южной Кореи Мун Джэ Ин нанес Китаю удар с другой стороны, возобновив развертывание в своей стране системы противоракетной обороны THAAD. Пекин возражал против этого шага и ввел против Сеула негласные экономические санкции после принятия им решения о развертывании системы ПРО в июне 2016 года. После прихода к власти в мае этого года левоцентрист Мун Джэ Ин приостановил развертывание «для прояснения его экологических последствий», что многие восприняли как уступку Пекину. Президент также планировал возобновить остановленный при его предшественнице Пак Кын Хе диалог с КНДР по поводу проведения встреч разделенных семей и перезапуска совместного Кэсонского комплекса, где северокорейские рабочие трудились на южнокорейских предприятиях.
Теперь все эти планы рухнули. Как заявил Мун Джэ Ин, ситуация не оставляет ему другого выбора, кроме как возобновить развертывание ТНААD и отказаться от диалога с КНДР. В страну в кратчайшие сроки будут ввезены четыре пусковые установки комплекса, которые присоединятся к двум уже развернутым и протестированным установкам и радару. Вдобавок к этому министр обороны страны Сон Ён Му пообещал модернизировать менее мощные противовоздушные комплексы Patriot, прикрывающие Сеул и провинцию Кёнгидо, окружающую столицу. Китай ожидаемо выразил протест против размещения THAAD, которое, по мнению Пекина, куда больше угрожает Китаю, чем КНДР. По словам пресс-секретаря МИД Китая Гэн Шуана, размещение комплекса никак не защитит Южную Корею от КНДР и обострит обстановку в регионе.
США и Южная Корея осуждают Китай за нежелание надавить на Пхеньян экономически. «В торговом балансе КНДР торговля с Китаем занимает около 90%, и при желании КНР могла бы выключить Северную Корею, как лампочку»,— заявил “Ъ” профессор Университета Кунмин (Сеул) Андрей Ланьков. Тем не менее Пекин воздерживается от этого шага (несмотря на растущее недовольство лидером КНДР Ким Чен Ыном), опасаясь коллапса соседней страны и связанных с этим проблем, начиная от беженцев и заканчивая вводом на север полуострова американо-южнокорейского контингента.