Весь вечер на аренде
Имущество «Автовокзала» ждет инвестиционная аренда или концессия
ПКГУП «Автовокзал», приступившее к операционной деятельности в конце прошлого года, вновь может вернуться к старой схеме управления своими активами. Краевые власти рассматривают возможность привлечения к имуществу краевого предприятия арендатора, готового инвестировать в его развитие. Решение об этом будет принято после оценки финансового состояния ПКГУП. Участники транспортного рынка считают, что любая форма допустима, если принесет доход бюджету и улучшит условия для пассажиров.
Министр транспорта Пермского края Николай Уханов не исключает, что имущество ПКГУП «Автовокзал» может быть сдано в аренду. В интервью „Ъ-Прикамье“ глава ведомства отметил, что решение о дальнейшем использовании имущества будет зависеть от финансовых результатов предприятия. «В конце 2017 года минтранс проанализирует результаты деятельности предприятия, взвесит все „за“ и „против“. Привлечение частного инвестора возможно, но, по нашему мнению, это не должна быть простая аренда, а аренда с инвестиционными условиями, возможно концессия. Это позволит привлечь дополнительные внебюджетные средства в отрасль, для того чтобы транспортная инфраструктура развивалась», — рассказал „Ъ-Прикамье“ министр. Он пояснил, что сегодня вся транспортная инфраструктура предприятия требует улучшения. «В некоторых муниципалитетах даже отсутствуют конечные пункты для пассажиров. Перед предприятием и минтрансом стоит задача вкладывать деньги, развивать эту транспортную инфраструктуру», — пояснил он (интервью министра читайте в приложении «Транспорт и логистика» от 29.07.2017. — „Ъ-Прикамье“).
Господин Уханов отметил, что прежний арендатор вернул имущественный комплекс в казну в том же состоянии, в каком брал в 2011 году: «Имущество было в нормативном состоянии, но развития его не было».
Напомним, КГУП «Автовокзал» (Пермь) управляет сетью из шести автовокзалов и 39 автостанций и билетных касс в Пермском крае, включая автовокзалы Кудымкара и Перми. ПКГУП также арендует соликамский и березниковский автовокзалы. Финансовые показатели не раскрываются. Площадь самого крупного автовокзала в Перми — 1,6 тыс. кв. м.
В 2011 году практически все имущество предприятия было отдано в аренду на пять лет, несмотря на протесты депутатов законодательного собрания. Арендаторами выступили структуры, входившие в ООО «Автовокзалы Прикамья». В 2012 году власти края объявили о намерении вернуться к старой схеме управления активами предприятия и расторгнуть договоры аренды с предпринимателями. Были инициированы различные судебные споры, однако расторгнуть договоры с арендаторами так и не удалось. В конце прошлого года сроки договоров истекли, и «Автовокзалы Прикамья» добровольно отдали имущество предприятию. С 1 декабря в ведение ПКГУП «Автовокзал» вновь перешли площади, необходимые для обслуживания пассажиров и перевозчиков. В частности, «Автовокзал» предоставляет перевозчикам перроны для обслуживания пассажиров и осуществляет продажу билетов на маршруты.
В апреле на одном из комитетов заксобрания края депутат Вагаршак Сарксян обратил внимание на низкую прибыль «Автовокзала» — около 3 млн руб. — и предложил сдать его в аренду. Елена Чугарина пояснила, что губернатор поручил имущественному блоку правительства разработать мероприятия по повышению эффективности использования имущества.
Председатель Ассоциации перевозчиков Пермского края, директор ООО «Междугородные автобусные перевозки» Олег Сасунов отметил, что ему не известно о планах краевых властей в отношении предприятия. По его словам, в такой ситуации хуже всего неопределенность и необходимость постоянно подстраиваться под новые условия работы. По его словам, сегодня перевозчикам удалось выстроить рабочий диалог с новым руководством «Автовокзала» и существующие проблемы отрасли постепенно решаются.
Бизнесмен, экс-начальник комитета по транспорту Перми Олег Боровик считает, что при принятии решения о дальнейшей судьбе предприятия главное — не действовать спонтанно, а выбрать лучший вариант. «Любая форма допустима, если она будет приносить доход бюджету и будет полезна для пассажиров, — говорит он. — То, что сегодня край подсчитывает экономику и не принимает спонтанных решений, говорит о том, что у руководства региона на сегодня нет личных амбиций по отношению к этому имуществу и они подходят к решению его судьбы рационально».