В Воронеже развязывают кавказский узел
Чеченские девушки добиваются наказания обидевших их полицейских и гражданки
Две сестры-чеченки, в защиту которых в конце прошлой недели высказался Рамзан Кадыров, продолжают добиваться наказания для обидевших их воронежских полицейских и местной жительницы. Вчера стало известно, что девушки подали заявления в Следственный комитет, Генпрокуратуру и МВД с просьбой привлечь участвовавших в конфликте 27 июля стражей правопорядка к ответственности. В аппарате уполномоченного по правам человека в Воронежской области сожалеют о «факте ксенофобии» со стороны местной жительницы, но полагают, что «уголовное преследование ее маловероятно».
О том, что чеченские девушки, проживающие в Воронеже, подали заявления в СКР, Генпрокуратуру и МВД с просьбой привлечь к ответственности полицейских, потребовавших от них 27 июля предъявить паспорта, сообщило вчера РИА «Новости» со ссылкой на московского адвоката Андрея Мишонова. По его словам, жалоба касается не только сотрудников МВД, но и пока не установленной женщины, которая оскорбила его клиенток. Они хотят услышать ее публичные извинения. В то же время портал «Кавказ.Реалии» сообщил со ссылкой на пресс-службу чеченской полиции, что республиканский Центр по противодействию экстремизму начал проверку в связи с высказываниями одной из женщин на видеозаписи конфликта. Гражданке приписываются «слова, унижающие достоинство человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к определенному полу, расе, национальности и языку». То есть признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, максимальное наказание — лишение свободы до пяти лет). Подтвердить эти намерения чеченских полицейских вчера не удалось, телефон начальника отдела информации МВД по республике Магомед-Амина Дениева в течение рабочего дня не отвечал.
Разбираемый на разных уровнях власти и в нескольких регионах инцидент произошел 27 июля на мини-рынке в левобережной части Воронежа. Оперативники в штатском подошли к двум сестрам-чеченкам с грудным ребенком и попросили их предъявить паспорта. В ответ девушки потребовали от полицейских служебные удостоверения, а также объясняли, что те не имеют права разговаривать с ними без их мужчин. Вскоре спор перешел во взаимные толчки, а на помощь пришел родственник одной из женщин. Его полицейские скрутили и доставили в райотдел. Конфликт получил развитие после того, как девушки выложили видео в соцсети с просьбой к Рамзану Кадырову вмешаться. Он отреагировал 28 июля в своем Instagram, охарактеризовав ситуацию как «вопиющий инцидент». Господин Кадыров предположил, что «единственная причина “паспортного контроля” — национальность гражданок». Руководитель республики также удивился тому, что «власти Воронежской области не дали оценку происшедшему», и выразил уверенность, что глава МВД Владимир Колокольцев проверит законность действий участников инцидента. С аналогичной просьбой к министру Колокольцеву вскоре обратился президентский совет по правам человека.
В тот же день прокуратура Воронежской области сообщила, что взяла на контроль ход процессуальной проверки, которую осуществляют сотрудники регионального управления СКР, «о неправомерных действиях полиции». Руководство ГУ МВД по области начало служебную проверку. Вчера в силовых ведомствах региона лишь констатировали, что проверки продолжаются. В облправительстве изначально подчеркивали, что «ситуация должна быть рассмотрена строго в правовом поле надзорными органами». При этом «не нужно выдумывать какой-то межнациональный подтекст».
Уже 29 июля пресс-служба правительства Чеченской Республики сообщила о том, что «виновные в инциденте признали свою неправоту». «Тысячи жителей регионов России осудили бесчеловечное отношение к девочке и ребенку, а также к их родным. Такой и должна быть реакция общества независимо от того, кто пострадал — русский, чеченец, татарин, черкес или еврей», — процитировала пресс-служба Рамзана Кадырова. Она также отметила, что накануне у господина Кадырова состоялся телефонный разговор с воронежским губернатором Алексеем Гордеевым: «Алексей Васильевич с глубоким сожалением говорил о случившемся... Резко осудили поступок сотрудников полиции председатель Воронежской облдумы (Владимир Нетесов. — „Ъ“), депутаты от области в Госдуме и общественность города». По словам господина Кадырова, «участники инцидента обращаются к пострадавшим с просьбой принять их извинения». «Я не знаю, как поступят Руслан Абдулаев, его дочь и другие. Но забыть все это нам всем будет нелегко», — добавил господин Кадыров. В тот же день председатель парламента Чеченской Республики Магомед Даудов назвал случившееся в Воронеже «вопиющим фактом попрания прав и достоинств человека». «Ответственность МВД России в данном случае, конечно же, стоит в первых рядах. Блюстители закона просто обязаны вести себя так, чтобы одно их появление в публичном месте было призывом к порядку и спокойствию, а отнюдь не наоборот», — привела слова господина Даудова пресс-служба парламента.
На официальных ресурсах правительства Воронежской области и облдумы заявлений по поводу конфликта еще не было. В пресс-службах этих органов „Ъ“ дали понять, что новых комментариев не планируется. В аппарате уполномоченной по правам человека в Воронежской области Татьяны Зражевской рассказали, что проверяют информацию СМИ об инциденте. «На текущий момент после просмотра видеофрагмента можно говорить о признаках превышения служебных полномочий со стороны сотрудников полиции. Обоснованное заключение будет дано по результатам проверки. Факт бытовой ксенофобии со стороны жительницы Воронежа вызывает сожаление, но уголовное преследование против нее маловероятно», — отметили в аппарате УПЧ.
Опрошенные вчера „Ъ“ правозащитники не видели оснований для возбуждения уголовного дела, отмечая, что оно будет только способствовать росту националистических настроений. Директор информационно-аналитического центра «СОВА» (изучает проблемы национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества) Александр Верховский также не верит в возможность возбуждения уголовного дела в Чечне: «Это не очень реально, конечно, дело должно заводиться по месту совершения преступления. В противном случае прокуратура должна его расследование остановить. Возбудят ли воронежские следователи дело по указанной статье — сомневаюсь, состава для него нет, на мой взгляд. Ведь если отбросить эмоции, женщина ругалась, используя нехорошие выражения. Но не было никакого публичного выступления. В целом же история совершенно повседневная. Полицейские идут и проверяют документы. Две девушки решили им их не показывать, на что тоже имеют полное право. А вот за что задержали парня, который приехал к ним на помощь, совершенно не понятно. Но это заслуживает разве что дисциплинарного наказания». «Кадыров же выступил в своем репертуаре — словно не просто глава региона, а племенной вождь, что, конечно, в цивилизованном обществе неприемлемо», — добавил господин Верховский. Он допускает, что воронежские власти извинились перед господином Кадыровым в приватном порядке, отмечая, что общение чиновников в таких ситуациях и «не должно проходить публично». «В идеале это история о проверке руководством воронежской полиции действий конкретных своих сотрудников — и все», — рассказал Александр Верховский.