Старый Оскол замкнулся в себе
Мэр промышленного центра Белгородской области заговорил о возможной отставке
За месяц до губернаторских выборов на Белгородчине назревает конфликт между руководством области и главой Старого Оскола, второго по величине города региона. Александр Гнедых публично обвинил облправительство в намерениях сместить его с должности и спрогнозировал возбуждение уголовных дел в отношении себя и подчиненных. Ранее работу чиновника раскритиковали депутаты облдумы, а представители исполнительной власти готовятся оценить его эффективность «по данным надзорных органов». В случае досрочной отставки господина Гнедых — последнего избранного главы города — новый созыв горсовета, выдвижение в который закончилось вчера, уже осенью сможет назначить на его место сити-менеджера. Прошлый мэр Павел Шишкин покидал кресло при почти аналогичных обстоятельствах, напоминают эксперты.
Полномочия мэра Старого Оскола Александра Гнедых истекут больше чем через год, 8 сентября 2018-го. Но глава крупнейшего по численности населения муниципального образования после областного центра уже прогнозирует свою скорую отставку. Он объясняет ее якобы давлением со стороны властей региона. «Все направлено на то, чтобы я не работал на этой должности. Все указания [для этого] даются соответствующей площадью города Белгорода. Такое ощущение [у оппонентов], что я зубами взялся за эту должность, и если уйду — то вместе с тротуарной плиткой, на которой мы стоим»,— заявил господин Гнедых в конце прошлой недели в беседе с местными журналистами в ходе рабочего объезда города. Полное выступление господина Гнедых, не нашедшее отражения в местных СМИ, опубликовано на YouTube. Под «соответствующей площадью» чиновник, очевидно, имел в виду Соборную площадь Белгорода, на которой расположено облправительство.
Заявления главы Старого Оскола пока не нашли публичного отзыва в облправительстве. В ответ на просьбу „Ъ“ его сотрудники сообщили, что «сделали запрос в федеральные надзорные ведомства», чтобы в ближайшие несколько дней «аргументированно прокомментировать» эффективность работы чиновника.
Бывший глава УФНС по Ленинградской области Александр Гнедых в той же беседе со СМИ предположил, что на него могут надавить силовики: «В соответствующих структурах идет процесс обсуждения, чтобы возбудить уголовное дело либо в отношении меня, либо в отношении других сотрудников [мэрии], которые должны дать показания на меня». В региональном управлении СКР вчера заверили „Ъ“, что уголовных дел или материалов проверок в отношении чиновника и других сотрудников администрации «не имеется». В областном управлении МВД также сообщили, что дел или проверок в отношении старооскольских чиновников не ведут.
Старый Оскол приближается к политическому кризису с начала лета. В июне горсовет принял редкое решение для представительных органов муниципальной власти, традиционно солидаризированных с ее исполнительной ветвью, — по итогам отчета господина Гнедых о работе администрации за прошлый год депутаты проголосовали за признание деятельности чиновников мэрии «неудовлетворительной». А присутствовавшие на отчетном заседании депутаты облсовета и крупные местные бизнесмены раскритиковали лично мэра (подробнее см. „Ъ“ от 16 июня). Нынешний глава округа — последний всенародно избранный чиновник на этом посту. Он вступил в должность 12 сентября 2013 года.
Как рассказал вчера „Ъ“ председатель старооскольского избиркома Анатолий Марченко, следующий глава города будет уже определенным по конкурсу и утвержденным горсоветом сити-менеджером. Вчера в Старом Осколе завершилось выдвижение кандидатов в новый созыв горсовета. Среди выдвиженцев господина Гнедых нет. «Я не собираюсь и не собирался выдвигать свою кандидатуру. Если это чудится некоторым товарищам, пусть сходят к бабке. Она пошепчет или испуг выльет»,— говорил он. По словам председателя избиркома, новый созыв горсовета (его вместе с губернатором будут выбирать 10 сентября) уже осенью сможет утвердить во главе города сити-менеджера, «если действующий глава сложит полномочия до единого дня голосования».
Сам Александр Гнедых видит только политические предпосылки в назревающем конфликте с областными властями: «Я могу твердо сказать, что свою работу выполняю добросовестно. Уверен, что все связано с политическими событиями, выборами». Не согласен он и с критикой горсовета: «Что произошло — до сих пор некоторые не понимают. С товарищами были в бане, по чашке чая приняли, а на следующий день они обязали своих депутатов выступить с критикой». «У нас же на всех предприятиях есть депутаты, а они подчиненные лица директоров предприятий, — пояснил чиновник. — У них выбор: либо сделать на сессии, на политическом событии, то, что говорит руководство, либо уволиться с предприятия. Но ни один депутат в 2016 году и по сей момент сам не подошел ко мне со словами, что мы работаем неправильно. Бюджет территории мы благополучно выполнили. А наличие ям на дорогах не означает, что я виноват, здесь нужно еще два или три таких бюджета».
Последние события в Старом Осколе напоминают обстоятельства, при которых должность покидал предшественник господина Гнедых Павел Шишкин, отметил политолог Владимир Слатинов. Нынешний мэр разве что позволил себе комментарий. «Почти полное совпадение с отставкой Шишкина. Что примечательно, оба чиновника были протеже губернатора и ключевого местного бизнеса. А в итоге Гнедых столкнулся с теми же претензиями, что и прошлый мэр. Даже критики у них одни, — говорит господин Слатинов. — Такова особенность оскольской политики последнего десятилетия. Место заколдованное». Эксперт предположил, что власти региона после двух не самых успешных попыток выбрать мэра для «развитого города со строптивым населением» решили укрепить вертикаль лояльным сити-менеджером: «Заметно желание перезагрузить власть в городе, используя общепринятую теперь управленческую модель».
«Александр Гнедых уже получил один вотум недоверия от городских депутатов, еще один такой жест запустит процедуру его отрешения от должности, — подчеркнул господин Слатинов. — Это черная метка». Политолог считает, что конфликт мэра с областной властью заметно не повлияет на проведение губернаторских выборов: «У него немного инструментов, чтобы осложнить ситуацию».