«Чтобы быть здоровым, нужно любить жизнь и быть добрым»
Главный врач на стадионе Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм в Самаре Армен Бенян о предстоящем чемпионате, вере и юморе в медицине
38-летний Армен Бенян - заведующий хирургическим торакальным отделением Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина, врач-торакальный хирург высшей категории, член Европейского торакального и Европейского респираторного обществ, кандидат медицинских наук. В 2015 году был назначен главным врачом на стадионе Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм в Самаре. В интервью «Ъ-Волга» господин Бенян рассказал о том, что изменится в самарской медицине к 2018 году, и почему доброе слово порой лечит лучше серьезной операции.
— Как вы приняли решение предложить свою кандидатуру на должность главного врача на стадионе ЧМ-2018?
— Это было два года назад, когда министерство здравоохранения региона объявило конкурс. По регламенту ФИФА главный врач избирается за 3-3,5 года до начала мероприятия. Я подал заявку, был одним из десяти претендентов. Сначала минздрав, затем оргкомитет «Россия 2018» в Москве одобрил мою кандидатуру. Так я попал в проект.
Для меня ЧМ-2018 - это мероприятие особенное. Я очень люблю футбол, люблю иностранные языки. Весь мир приезжает в родной город! Это небывалое по своей организационной модели мероприятие, которое требует работы по самым высоким мировым стандартам.
— Какие требования предъявлялись к кандидатам на должность главного врача на стадионе ЧМ-2018?
— Знание основ неотложной помощи, включая неотложные хирургические, реанимационные мероприятия, знание медицинской инфраструктуры Самары и Самарской области, маршрутизации, правил терапии, хирургии именно в организационном аспекте, знание английского языка. Я напрямую буду общаться с представителями медицинского комитета ФИФА, с первыми лицами государств. Официальный язык мероприятия - английский - я знаю хорошо.
— Как изменилась ваша жизнь после этого назначения?
— Жизнь изменилась кардинально. Огромные потоки информации, знакомства на разных уровнях, новая модель здравоохранения. Фактически наша задача как раз и состоит в том, чтобы эту модель выстроить и показать мировой общественности. Существенных различий нет. Лечебный процесс одинаковый, мы и сейчас работаем по мировым стандартам, но кооперация, координация, диспетчеризация несколько отличаются. Выстраивание новой структуры «по кирпичикам» отнимает много времени и занимает большую часть моей деятельности при том, что я не оставил свою основную работу. Продолжаю преподавать в медуниверситете, заниматься научной работой, заведовать торакальным отделением.
— Вы перенимали опыт коллег на Кубке Конфедераций-2017. «Репетиция» ЧМ-2018 удалась?
— Я был в Казани, Москве, Санкт-Петербурге. Все главные врачи городов-организаторов ЧМ-2018 работали в режиме наблюдения, неотрывно были с коллегами, смотрели и оценивали работу как главных врачей, так и рядовых медработников. Все прошло хорошо. Медицинские сервисы сработали на должном уровне. Мы посмотрели, как все устроено, изнутри. Поучаствовали в нескольких реальных случаях оказания помощи. В целом, у нас сложилась реальная картина того, как будет строиться наша работа на ЧМ-2018.
— На футбол успели посмотреть?
— Одним глазом.
— Пропустите и матчи ЧМ-2018?
— Чем больше погружаешься в процесс организации, тем меньше интересуешься самой игрой. Все делается для того, чтобы матчи прошли спокойно и без последствий – это не менее интересно.
— Расскажите о себе. Как вы выбрали профессию врача?
— Это была мечта моих родителей. Папа – строитель, мама - воспитатель детского сада. К медицине никто в семье не имел отношения. В школе я понемногу шел к этой мечте, хотя, конечно, не отдавал себе отчет в том, что это такое. Первое яркое впечатление получил, когда посетил Самарский медицинский университет в рамках Дня открытых дверей, еще будучи школьником. Попал в стены родного деканата. Все, что я там увидел, меня поразило. В первую очередь, это атмосфера, дух. Общение людей, лица и внешний вид студентов, профессорский облик. Это памятный день для меня, до сих пор помню его во всех подробностях. Окончательное решение было принято сразу же.
— Почему остановились именно на хирургии?
— Хирургия представлялась мне наиболее сложным разделом, требующим одновременно мужества, милосердия, ответственности и высочайшей степени сосредоточенности. Это мне подходило, и я надеялся, что и сам подойду хирургии. Вот так до сих пор стараемся сосуществовать. Я в ней, она во мне (улыбается).
— Какие главные качества присущи хирургам?
— Многими поколениями врачей доказано, что в хирурге, как и в любом другом враче, должны быть два основных качества. Это человеколюбие и гуманность, высочайший профессионализм. Это два столпа, на которых держится наша хирургия, наша медицина. Ответственность, порядочность, иногда смелость, хирургическая техника, тактика. Совокупность всех этих качеств является залогом победы в нашей непрекращающейся борьбе за жизнь и здоровье пациентов. Нужно жить в своей профессии в прямом и переносном смысле. И мыслями, и действиям. Относиться к работе как к искусству, к творчеству, к чему-то, без чего немыслима не только жизнь пациентов, но и твоя личная.
— У вас много книг в кабинете. Что читаете? Времени хватает на увлечения?
— Читаю и часто перечитываю Булгакова. «Мастер и Маргарита» - это моя настольная книга. Люблю ироничную и реалистичную прозу Довлатова. Зарубежная литература: Честертон, Ремарк, Хемингуэй соседствуют на полках каждый со своей философией. Только времени не хватает – это да.
— В Самаре есть заслуженный врач России Валерий Кондурцев, который в своей книге «Доктор, скажите, доктор, помогите» собрал забавные медицинские анекдоты, байки, случаи. Например, из этой книги фраза, которой «утешает» врач больного: «Тяжело в лечении, легко в раю». Вы как относитесь к юмору в лечебном процессе?
— Чувство юмора является одним из главных показателей душевного здоровья человека. Поэтому наша задача лечить пациентов не только делом, но и словом. «Вначале было Слово…», как написано в Библии. Поэтому, безусловно, любой врач должен грамотно владеть словом. Он должен уметь разговаривать с пациентом. Потому что пациенты – это люди, которые уже изначально чем-то страждущие. Они болеют. Они пришли, чтобы их вылечили. Они пришли за добрым словом, в том числе. Они очень чуткие.
Сейчас в наш век тотальной информатизации, нам не хватает простого человеческого общения. Я в работе своего подразделения большое внимание уделяю именно вопросам такта, вопросам адекватного восприятия пациента и вопросам моральной поддержки. Любую ситуацию, даже сложную, можно разрядить уместной грамотной шуткой. Доброе слово порой оказывает влияние на здоровье больного сильнее, чем серьезная операция.
— Среди хирургов есть те, кто относит себя к верующим людям, и есть, кто отрицает веру. Какую позицию занимаете вы?
— Самый сложный вопрос для меня. Я не ношу крестика, хотя я крещеный, верующий человек. Мое личное убеждение в том, что крест должен быть не на мне, а во мне. Если оно вам объясняет мое отношение к вере, то хорошо. Более того сказать не могу.
— Это как строить храм в сердце своем?
— Да. А в остальном, об отношении к вере говорят наши дела.
— И последний вопрос. Можно ли сейчас быть абсолютно здоровым человеком?
— Можно и нужно. Коли мы говорили о шутках, то могу предложить такое определение здорового человека. Это тот, у которого болит, но каждый раз в разных местах. Вот это здоровый человек. Как поддерживать здоровье? Набившая оскомину пропаганда здорового образа жизни. Мы насладимся этой жизнью и без вредных привычек. Поверьте. В здоровом теле - здоровый дух. И наоборот. Очень много можно дать советов, но все они сводятся к малому количеству условий. Быть хорошим, добрым, учиться, работать, дружить, уважать себя, любить людей, радоваться жизни, каждому ее моменту, и помогать другим.