Избирком дал пять
Определились претенденты на пост губернатора
Избирательная комиссия Пермского края приняла решение о регистрации всех заявившихся на выборы главы региона кандидатов, за исключением Олега Хараськина и Константина Окунева. Эти претенденты не набрали необходимого количества подписей для прохождения муниципального фильтра. Кандидаты отреагировали на данное решение по-разному. Олег Постников обрадовался подарку на день рождения, Олег Хараськин назвал предстоящие выборы фарсом, а Андрей Степанов рассказал, как можно собрать подписи всего за два дня.
«Мы посчитали, что можно не выдерживать десять дней, необходимых для проверки, так как закончили все проверочные мероприятия быстрее», — начал заседание председатель крайизбиркома Игорь Вагин. По его словам, комиссия решила провести одновременную регистрацию кандидатов, «чтобы обеспечить их равенство и дать время на подготовку агитационной кампании».
Первым рассматривался вопрос о регистрации врио губернатора Пермского края и кандидата от «Единой России» Максима Решетникова. У рабочей группы по проверке подписей не возникло вопросов к нему. Зато они возникли у юриста Александра Минковича, представителя оппозиционного кандидата Константина Окунева. «Необходимо уделить внимание фактам, связанным с количеством подписей, собранных кандидатами Решетниковым и Степановым. По нашим данным, они собрали значительно больше, чем необходимо для регистрации. Может, стоит сначала выяснить, сколько было собрано, а потом проводить торжественное заседание?» — заявил господин Минкович и предложил перенести заседание на 4 августа.
В ответ заместитель председателя крайизбиркома Сергей Пономарев напомнил, что избирком работает только с документами, сданными на регистрацию. «Если есть сомнения в процедуре сбора подписей, то для выяснения подробностей нужно обращаться в другие органы», — отметил господин Пономарев. После чего за регистрацию Максима Решетникова проголосовали все 12 присутствующих членов комиссии.
Следующим рассмотрели вопрос о регистрации Ирины Филатовой, кандидата от КПРФ. «Подписи вы собирали самостоятельно, или вам оказывали помощь другие кандидаты?» — поинтересовался Александр Минкович. «Это некорректный вопрос, который не относится к предмету обсуждения», — возразил Игорь Вагин. После чего решение о регистрации Ирины Филатовой было принято единогласно. Столь же стремительно прошла процедура в отношении выдвиженца «Справедливой России» Владимира Аликина и кандидата от ЛДПР Олега Постникова. «Хороший подарок на день рождения», — пошутил господин Постников.
Зато вопросы возникли к выдвиженцу от «Патриотов России» Андрею Степанову, считающемуся техническим конкурентом Максима Решетникова. Александр Минкович поинтересовался у кандидата, как ему удалось собрать подписи муниципальных депутатов в свою поддержку за два дня. «Мы берем не количеством, а качеством работы. К выборам готовились еще с зимы: формировали штаб, планировали деятельность. Соответственно, четко налаженная работа дала свой результат», — ответил господин Степанов. «Депутаты у нотариуса подписывались за одного или двух кандидатов?» — не унимался Александр Минкович. «Штаб работал в соответствии с нормами закона. Думаю, что депутаты, подписавшиеся за меня, больше никому не отдавали свои подписи. Наш принцип — юридическая чистота», — уверенно ответил лидер пермских «Патриотов». После чего был зарегистрирован единогласно.
Выдвиженцу от партии «Великое Отечество» Олегу Хараськину повезло меньше. Ранее, во время проверки подписей, выяснилось, что четыре автографа, представленных кандидатом, совпадают с отданными за Андрея Степанова. Так как подписи в его поддержку были зарегистрированы нотариусом раньше, они были исключены из числа подписей в поддержку Олега Хараськина, и он не набрал необходимого числа подписей для прохождения муниципального фильтра. На пресс-конференции 31 июля господин Хараськин заявил, что двое депутатов подписей за господина Степанова не ставили и подали соответствующие заявления в крайизбирком. Однако на заседании избиркома выяснилось, что один из этих депутатов, представитель Кудымкарского района Владимир Ермаков отозвал свое заявление. По словам Сергея Пономарева, народный избранник «забыл, что ставил подпись за кандидата Степанова», и также подписывался за Максима Решетникова и Олега Хараськина.
«Депутата Ермакова пригласили в администрацию и „напомнили“, что он ставил подпись за кандидата Степанова», — возразил Олег Хараськин. «Как у члена рабочей группы по проверке подписей вопросов об их подлинности у меня нет. Если у вас есть вопросы к депутатам, то это полномочия суда, а не избиркома», — высказалась член крайизбиркома Ксения Айтакова. По словам Игоря Вагина, заявления депутатов по спорным подписям будут рассмотрены краевой прокуратурой. По итогам обсуждения господину Хараськину было единогласно отказано в регистрации.
Аналогичное решение было принято в отношении кандидата от партии «Города России» оппозиционера Константина Окунева.
«На мой взгляд, Константин Николаевич поступил честно: не стал просить „двойные“ или „тройные“ подписи, а пошел в народ. Когда появилась информация о том, что более чем в 15 территориях все подписи уже собраны, стало очевидно, что кандидата не допустят. Сдача всего 27 подписей — своего рода протест против такой процедуры», — утверждает Александр Минкович.
«Мне не грустно, что меня не зарегистрировали кандидатом. Грустно из-за того, что происходит. Не знаю, поздравлять коллег, прошедших муниципальный фильтр, или соболезновать всем, кто дальше будет принимать участие в этом фарсе под названием выборы губернатора Пермского края», — неожиданно и эмоционально высказался Олег Хараськин. В ответ Игорь Вагин возразил, что комиссия не занималась сбором подписей, а соответствующие жалобы появились позже, и будут рассмотрены правоохранительными органами.
Политический консультант, член регионального штаба ОНФ Николай Иванов считает, что «отверженные» кандидаты могут заключить альянс. «Получив отказ в регистрации, политики будут заявлять о нелегитимности предстоящих выборов и пытаться создать негативный информационный фон вокруг избирательной кампании», — предполагает эксперт. В то же время он отмечает, что в случае регистрации Олега Хараськина такой союз был бы невозможен. «Кандидат не представлял опасности для врио губернатора и, скорее всего, отбирал бы голоса у представителей системных партий», — считает господин Иванов.