Богатые тоже неравны
Мониторинг уровня жизни
Имущественное расслоение в развитых странах выросло с середины 1990-х годов: богатые стали богаче, а бедные — беднее, говорится в исследовании аналитика ОЭСР Миккеля Хермансена. Его интересовало общее распределение доходов среди граждан государств с высоким уровнем жизни, позволяющее учесть неравенство как внутри стран, так и между ними.
Хотя в развитых странах проживает менее 20% населения Земли, на их долю приходится почти половина глобального ВВП. Кроме того, если общее неравенство в мировом масштабе в первую очередь объясняется различием в доходах между странами, в развитых странах на первый план выходит диспропорциональное распределение доходов внутри страны. Если рядовой гражданин страны с высокими доходами в 2008 году в среднем зарабатывал $10–20 тыс. после уплаты налогов, то в других странах этот показатель составлял менее $3 тыс. Таким образом, самые бедные жители богатых стран имеют более высокий стандарт жизни, чем подавляющее большинство людей, проживающих в бедных странах, отмечает исследователь.
Тем не менее общее неравенство в странах с высоким доходом, измеряемое на основе коэффициента Джини (индикатора имущественного расслоения), в период с середины 90-х годов до 2013 года увеличилось на 2,7 пункта — до 37 пунктов (почти половину этого эффекта обеспечил рост неравенства в США). Рост общего неравенства объясняется тем, что богатые стали богаче, а бедные — беднее. Так, доходы почти 80% населения со средним доходом с 1995 по 2013 год выросли примерно на 10%, или на 0,5% в год, тогда как 5% самых обеспеченных граждан стали на 20–30% богаче. Совокупные размеры доходов в нижнем дециле по всем развитым странам в это период либо не росли, либо падали вплоть до 10%, однако это в значительной мере объясняется влиянием показателей США и Японии — в 17 странах ОЭСР средние доходы беднейших граждан выросли.
Рост неравенства происходил двумя волнами: с середины 1990-х до середины 2000-х и с 2010 по 2013 год. Вторая, более резкая волна объясняется влиянием финансового кризиса и последовавшей за ним рецессии. В этот период более половины общего роста неравенства приходится на рост имущественного разрыва между странами, свидетельствует анализ на основе индекса Тейла (MLD), тогда как ранее вклад этого фактора не превышал 15%.