Украина готовит иск к России из-за ограничений судоходства в Керченском проливе
Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк заявил, что украинские власти готовят иск к России из-за введенных в связи со строительством Керченского моста ограничений судоходства через пролив. Он подчеркнул, что этот вопрос «политический» и его решением занимаются сразу несколько ведомств.
«Министерство юстиции в рамках имеющихся судебных исков против России выделяет проблему перекрытия Керченского канала и введения ограничений по судовому ходу. Сейчас готовится иск и подсчитываются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами»,— приводит ТАСС его слова.
По словам собеседника «Ъ» в Кабинете министров Украины, Киев считает, что строительством Керченского моста Россия нарушает конвенцию ООН по морскому праву, и называет «односторонние действия РФ относительно ограничения судоходства в Керченском проливе противоправным деянием, которое нарушает суверенные права и юрисдикцию Украины над внутренними водами, территориальным морем, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Черном и Азовском морях».
При этом в 500 млн гривен (почти 1,2 млрд руб.) Украина оценивает намерение РФ на 23 дня остановить судоходство в Керченском проливе ради установок опор пролетных арок моста.
В украинском правительстве считают, что из-за строительства моста будут изменены правила судоходства в Керченском проливе и Азовском море, в том числе параметры осадки судов, из-за чего будет ограничена работа украинских портов — Бердянского и Мариупольского. Также украинская сторона предвидит физические изменения в морской зоне Украины и предполагает, что «Россия будет посягать на украинский шельф»,— говорит собеседник «Ъ» в Кабинете министров.
В связи с этим Украина намерена требовать компенсации, окончательный размер которой еще не утвержден, а также попросит международный арбитраж подтвердить ее права как прибрежного государства и обязать Россию прекратить «противоправные действия в украинских морских акваториях» и гарантировать, что такие действия не повторятся впредь.
В то же время собеседник «Ъ» в украинской парламентской оппозиции напоминает, что «до майдана 2013–14 годов строительство моста между украинской Керчью и российской Таманью считалось украинско-российским совместным проектом, шла его разработка. Его называли экономически перспективным для обеих стран, которые намеревались его совместно финансировать».
Длина Керченского моста составит 19 км. Начало движения автомобилей по нему запланировано на декабрь 2018 года. Ранее «Ъ» стало известно о разработанном Минтрансом плане электрификации Керченского моста и железной дороги Тамани и Крымского полуострова.
Подробности читайте в материале «Ъ» «Крымским железным дорогам нарисовали электросхему».