Мучения «коллективного Скарамуччи»
Сергей Строкань о перестановках в кабинете Дональда Трампа
Последняя громкая отставка в администрации Дональда Трампа — увольнение директора по коммуникациям Энтони Скарамуччи, не проработавшего в своей должности и двух недель,— при всей своей трагикомичности выявила едва ли не главную проблему 45-го президента США. Ее можно определить как отсутствие единой слаженной команды, объединенной внутренней дисциплиной, способностью работать на общий результат и имеющей четкое понимание, куда идет страна. Первой ласточкой стал советник Дональда Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн, а дальше, что называется, пошло-поехало. Утечки, свидетельствующие о борьбе личных амбиций, взаимной неприязни и попытках самоутвердиться за счет других, позволяют предположить: в списке отставников Скарамуччи далеко не последний. И новые отставки впереди — зрителям, следящим за спектаклем в Белом доме, впору запасаться попкорном.
Что касается самого Скарамуччи, то его история любопытна не только тем, что он имеет все шансы войти в историю американской политики как человек, проработавший в своей должности рекордно короткий срок. Послужной список бывшего директора по коммуникациям, который до прихода в Белый дом успел побывать и финансистом, и общественным активистом, и экспертом, то поддерживавшим демократа Барака Обаму, то переметнувшимся в лагерь его республиканского оппонента Митта Ромни, свидетельствует о том, что Скарамуччи — типичный человек перекати-поле. «Специалист по всем вопросам», во всех бочках затычка, лишенный внутреннего стрежня, и чьи убеждения меняются в зависимости от внешней конъюнктуры. Вот из таких случайных людей и состоит сегодня администрация Трампа: она представляет собой конгломерат сотрудников, которых можно назвать «коллективным Скарамуччи».
Почему так произошло? Дело не в том, что в Белый дом ворвался новичок в большой политике, который вынужден начинать с чистого листа. Строго говоря, по вашингтонским меркам новичками были и два предшественника Дональда Трампа — Джордж Буш-младший и Барак Обама. Перебравшийся в столицу из Техаса, представитель клана Бушей пытался позиционировать себя как президент, который хочет изменить ненавистную ему политическую культуру Вашингтона, олицетворением которой для него был Билл Клинтон. В свою очередь, пришедший ему на смену Барак Обама, не имевший большого политического опыта сенатор от Иллинойса, также пытался сыграть на идее о том, что руководству США нужны новые лица, свежая кровь.
Однако при этом ни Джордж Буш-младший, ни Барак Обама не пошли на полный разрыв связей с партийным истеблишментом. Костяк их команд составили профессионалы с немалым управленческим и политическим опытом, окруженные командами единомышленников. У Джорджа Буша-младшего были Ричард Чейни и Дональд Рамсфельд, у Барака Обамы — Джозеф Байден и Джон Керри. Тот самый Керри, который до прихода в Госдеп не просто успел побороться за кресло главы Белого дома, но и был официально выдвинут Демократической партией в президенты на выборах-2004. Таких опорных фигур, способных и взять на себя игру, и не нарушить командную дисциплину, в окружении Дональда Трампа фактически нет. Его команда составлена по принципу с миру по нитке (родственники, знакомые, конфиденты, спонсоры кампании). Не спасает ситуацию даже наличие в его команде таких фигур, как вице-президент Майк Пенс.
Поэтому новые отставки, которые будут раскачивать Белый дом все больше, неизбежны. А сам президент с такой свитой все больше напоминает того самого короля, про которого говорят: «А король-то голый».