Редкий самолет долетит до космодрома
Правительство поручило проверить аэропорты Байконура
Как стало известно “Ъ”, правительство поручило ряду федеральных ведомств и госкорпорации «Роскосмос» провести комплексную проверку аэропортов Байконура. В Белом доме потребовали отчет о состоянии воздушных судов и аэродромного оборудования, а также информацию о тарифной политике авиакомпаний и качеству обслуживания пассажиров. Проверка будет вестись в течение месяца, после чего ее результаты будут рассмотрены на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина.
О том, что вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил Минтрансу, Росавиации и госкорпорации «Роскосмос» провести комплексную проверку аэропортов Байконура, “Ъ” сообщил источник в аппарате правительства и подтвердили собеседники в ракетно-космической отрасли. По их словам, мероприятия коснутся двух аэропортов — Крайнего и Юбилейного,— а также авиакомпаний, доставляющих туда пассажиров. Особое внимание предлагается уделить «техническому состоянию воздушных судов и аэродромного оборудования, тарифной политике авиакомпаний и качеству обслуживания пассажиров», говорится в поручении. В «Роскосмосе» и Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) сообщили “Ъ”, что не получали документ из правительства, в Росавиации от комментариев отказались. В Минтрансе, в свою очередь, сказали, что с поручением ознакомились и выполнят его «в установленном порядке».
Поводов для проверки было несколько. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что существующая аэродромная инфраструктура проектировалась с учетом специфики закрытого города для военных, а не для обычного пассажиропотока. Поэтому местные аэропорты по-прежнему работают в соответствии с регламентом, что при условиях «активного турпотока» на космодром «создает неудобства». Проверка нужна, чтобы местные аэропорты могли считаться «полноценными». Но собеседник “Ъ” подчеркнул, что заниматься развитием гражданской составляющей местных аэропортов должна организация, у которой они на балансе,— «Роскосмос». Проверка могла быть также инициирована из-за высокой стоимости билетов на чартерные рейсы, которые продают посредники.
Аэропорт Крайний в Кзылординской области Казахстана обслуживает космодром Байконур и расположен в 15 км от одноименного города. Россия арендовала его у Казахстана в составе комплекса «Байконур» до 2050 года. С 1970-х годов в аэропорт регулярно выполнялся рейс из Москвы на самолете Ту-154: после распада СССР на Байконур в разное время летали «Внуковские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», «Карат», «Тулпар Эйр», «Уральские авиалинии», «Алроса». В апреле 2015 года началась реконструкция аэродрома. В это время на Байконур летали только спецрейсы от предприятий «Роскосмоса» и Центра подготовки космонавтов, а самолеты приземлялись на полосе, оставшейся от программы «Энергия-Буран». Пассажирские рейсы выполнялись в аэропорт Кызылорды в 250 км от Байконура. За время реконструкции стоимостью 1,2 млрд руб. была увеличена прочность взлетно-посадочной полосы длиной 3,1 тыс. метров, что позволило аэропорту принимать практически все типы воздушных судов (Ил-76 с определенными ограничениями, Ту-154, Аэробус-А310, А320 и все более легкие, а также вертолеты всех типов). Также был реконструирован терминал. В феврале 2016 года в аэропорту официально возобновились регулярные рейсы, их выполняют авиакомпании «Руслайн» и «Алроса». Владелец авиакомпании «Руслайн» Николай Уланов сообщил “Ъ”, что компания выполняет в Байконур один рейс в неделю на чартерной основе, то есть места на рейсе выкупает специализированная фирма. Однако в аэропорт Крайний можно прилететь только в светлое время суток, так как на комплексе до сих пор отсутствует специальное световое оборудование. Источник “Ъ” на Байконуре говорит, что проверка будет носить строго «плановый» характер. «Только в субботу прошел пилотируемый пуск ракеты-носителя “Союз”, делегация, присутствовавшая на нем, осталась довольна инфраструктурой на Крайнем. В ЦЭНКИ сделали большое дело»,— говорит собеседник “Ъ”.
Впрочем, в Белом доме придерживаются другого мнения. По сведениям “Ъ”, в коллегии военно-промышленной комиссии, возглавляемой вице-премьером Рогозиным, считают, что ЦЭНКИ не дал Росавиации провести самостоятельную проверку технического состояния аэропортов Байконура, буквально заблокировав ее работу на объектах. Эта позиция вызвала непонимание федеральных чиновников, говорит собеседник “Ъ” в правительстве: «Стоит задача развивать город, но вместо этого пошли какие-то дрязги. Из-за этого нам и пришлось вмешиваться».
Как ожидается, проверка будет вестись в течение месяца, а ее результаты будут рассмотрены на совещании у Дмитрия Рогозина.