«Украина не может обеспечить надежность транзита»

Эксперт в эфире «Ъ FM» – о переброске российского газа

«Газпром» уменьшил транзит газа через территорию Украины в Словакию. Компания увеличила его переброску через газопровод OPAL. Ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченков прокомментировал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

– В чем смысл этой переброски?

– Украина – это самый дорогой и длинный маршрут прокачки российского газа. Надо понимать, что он длиннее почти на 1,5-2 тыс. км, чем северный маршрут, частью которого является «Северный поток». «Газпром» является владельцем половины компании-оператора «Северного потока», соответственно транзитные платежи, которые компания платит, частично возвращаются ей. Это направление короче и дешевле.

– Здесь нет политического подтекста?

– Разумеется. Не вижу никакой политической подоплеки во всей этой истории. Украинский маршрут длиннее и менее энергоэффективен. Украинская труба стареет. Они не могут обеспечить надежность транзита. Чем больше газа через них прокачивается, тем больше риски того, что эти трубы взорвутся. С Украиной еще 10 лет назад и «Газпром», и европейские компании вели переговоры о том, чтобы вкладывать деньги в трубу и организовать некую совместную собственность. Тогда бы украинский маршрут сейчас был бы более выгоден – у «Газпрома» там была бы доля, и труба была бы модернизирована.

– Но в итоге отказались продавать.

– Они отказались продавать, посчитав, что они самые хитрые и умные. Вот белорусы, например, продали свою трубу. Сейчас она ежегодно используется на 100%.

– «Газпром» уже давно собирался сократить и отказаться от транзита газа через Украину. Насколько реализуем этот план? Позволит ли это сделать газопровод OPAL?

– Конечно, нет. OPAL – это 36 млрд кубов. Мощность «Северного потока» – 55 млрд кубов. В прошлом году по украинскому маршруту прошло порядка 83-85 млрд кубов. В этом году «Газпром» нарастил транзит еще на 9 млрд кубов. Спрос в Европе растет, а маршрут был доступен только один. Отказаться от украинского маршрута помогут только введенные в эксплуатацию две нитки «Турецкого потока» и «Северный поток-2». Без них это будет невозможно.

– Насколько отказ от транзита чувствителен для Украины, сколько она потеряет?

– В прошлом году от «Газпрома» они получили $1,1 млрд. Здесь еще есть некие коэффициенты пересчета платы за транзит газа, поэтому от $1 до 2 млрд в зависимости от рыночных условий они потеряют.

– Это потери от переброски?

– Нет. Сейчас они от этой истории потеряют от $100 до 200 млн, потому что еще не ясно, какой транзит через их территорию будет по итогам года. Он может быть больше, чем в прошлом году, потому что спрос на российский газ в Европе вырос даже по сравнению с прошлым годом, который был рекордным. Нужно дождаться окончания года. Если ситуация на рынке как-то ухудшится, то потери могут дойти до $200 млн. А может быть так, что спрос вырастет еще на $10 млрд дополнительных за год, и тогда Украина закончит год с теми же показателями, что и в прошлом.

Вся лента