Филипп Жордан вернет Парижу палочку
Дирижер переходит в Венскую оперу
Кадры музыка
42-летний Жордан — потомственный дирижер, его отец Армин Жордан возглавлял оркестр франкофонной Швейцарии (OSR, Orchestre de la Suisse Romande). Он начинал как пианист, его театральная карьера стартовала в германском Ульме. Работая концертмейстером в местной опере, ассистируя по всему миру дирижерам (в том числе и отцу), сотрудничая с музыкантами, он понял, что его желанный инструмент не фортепиано, а оркестр. Он до сих пор благодарен своему старшему коллеге Даниэлю Баренбойму, который однажды поставил своего ассистента за пульт.
С тех пор он не раз приезжал в Берлин, где был приглашенным дирижером в опере на Унтер-ден-Линден. Из Ульма переехал в австрийский Грац, возглавив городскую оперу и симфонический оркестр Граца. С 2001 по 2004 год он дирижировал в Австрии, а в 2009-м отправился в Париж, куда его приглашал еще великий Жерар Мортье, уступивший место во главе Парижской оперы Никола Жоэлю. Приход в 2012 году нового интенданта Стефана Лисснера не изменил планов музыканта. Но теперь он готов командовать музыкой в венской Staatsoper.
Немецкий язык для уроженца Цюриха родной, Вена — хорошо знакомый ему город, ведь уже три года он дирижирует Венским симфоническим оркестром. Что же касается самой Staatsoper, у Филиппа Жордана, кажется, едва хватает превосходных степеней, чтобы описать важность нового назначения: «Для каждого музыканта, связанного с оперным театром, Венская опера с ее традициями, и прежде всего уникальным оркестром,— одна из лучших возможностей, которые только может предоставить музыкальный мир».
Staatsoper везло с большими музыкантами — здесь дирижировали Густав Малер, Рихард Штраус и Герберт фон Караян. Это один из немногих оперных театров, который может похвастаться почти стопроцентной посещаемостью (в прошлом сезоне этот показатель составил 98,6%; для сравнения: Парижская опера показала лишь 90,5%). При этом сейчас главного дирижера в Венской опере нет: занимавший этот пост австриец Франц Вельзер-Мёст ушел из театра в сентябре 2014 года. И это не очень выгодно для и так несколько поблекшего имиджа великого оперного дома.
Приглашение Жордана, очевидно, только часть важных перемен, которые Венской опере готовит ее будущий интендант Богдан Рошчич (в должность он также вступит в 2020-м), нынешний руководитель Sony Classical. Уроженца Югославии, учившего в школе русский, его хорошо знают у нас по работам с Теодором Курентзисом и с российскими исполнителями. Со своей стороны, Филипп Жордан собирается «регулярно приглашать в Вену самых талантливых исполнителей мира», что может обещать нам в будущем очередной «русский сезон» вслед за Зальцбургом-2017.
В Париже на последней пресс-конференции, предшествовавшей сезону-2016/17, Стефан Лисснер особенно хвалил умение своего музыкального руководителя работать с гостями, дирижерами и певцами. Теперь же интендант Парижской оперы заверил публику, что Филипп Жордан до своего ухода выполнит все свои контрактные обязательства, в том числе постановку вагнеровского «Кольца нибелунга». Что особенно любопытно, потому что с предыдущего «Кольца» он начал свою карьеру в Париже и с него же начнет новую работу в Вене.