С банками на выход
«Брексит» может оставить Лондон без больших финансов, считает Александр Аничкин
Прошло чуть больше года после британского референдума о "Брексите", и стало ясно, насколько болезненным может быть развод по-европейски: в последние недели один за другим ведущие мировые банки и другие финансовые организации обнародовали свои планы на случай невозможности или затрудненности операций из Лондона
Внезапный банкопад образовался именно сейчас не по совпадению, а по плану. На июль был установлен последний срок подачи заявок о планах в связи с "Брекситом" от всех оперирующих в Лондоне финансовых организаций. Потребовала это организация с труднопереводимым названием Prudential Regulation Authority — Управление благоразумной регуляции, а попросту финансовый регулятор, следящий за тем, чтобы банки и страховые фирмы вели себя благоразумно, имели капиталы и планы на случай сложных обстоятельств, чтобы не пострадала экономика в целом и клиенты в отдельности. У регулятора статус независимой компании, но в правление входит глава Банка Англии, а подотчетна организация британскому парламенту.
Британская Анна-Ванна
В школьные времена на нас наводила ужас математика в лице строгой Анны-Ванны. От страха родилась шутка на мотив нечасто встречающегося в обычной речи формата теорем. Дано: Анна лезет в окно. Доказать: как она будет вылезать. Вот примерно такую задачку и поставило перед банками Управление благоразумности: еще ничего толком неясно, но подайте решение.
Опуская технические детали, можно кое-что пояснить. Для операций на пространстве Европейского сообщества финансовым компаниям, в том числе и неевропейским, необходим так называемый банковский паспорт. Это не краснокожая книжица, а лицензия на соответствие правилам и обязательствам, устанавливаемым ЕС. Но вот возникла пост-"брекситовская" ситуация: если вы базируетесь в Британии, а она выходит из ЕС, то, получается, финансовый паспорт теряется? И что тогда делать?
Задачка масштабная: 5476 британских фирм имеют, по крайней мере, один паспорт, то есть на одну из стран ЕС или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ — ЕС плюс Исландия, Норвегия, Хорватия, Лихтенштейн и, по факту, Швейцария). С европейской стороны около 8 тысяч компаний имеют паспорта на ведение дел в Великобритании. Велика и цена вопроса: кредитные учреждения, базирующиеся в Англии, прокредитовали Европу на 1,1 трлн фунтов (в евро еще больше) и, по словам руководителя Британской ассоциации банкиров Энтони Брауна, фактически "держат континент на плаву".
На эту цифру ссылаются финансисты, добивающиеся ясности от британского правительства, да и от переговорщиков ЕС. А ясности нет: пока циркулируют только слухи о разброде и шатаниях в правительстве. Сторонники смягчения "Брексита" или даже сведения его к некой формальной "независимости" во главе с министром финансов Хэммондом спорят с жесткой фракцией во главе с премьер-министром Терезой Мэй.
Кто куда
Американский JP Morgan сообщил, что готовится при необходимости перевести часть своих сотрудников во Франкфурт, Люксембург и Дублин. В Дублине Morgan уже приобрел офисную площадь в 12 тысяч кв. м, рассчитанную на 500 работников. Глава банка Джейми Даймон при этом высказал те соображения, которые другие финансисты стесняются проговаривать вслух: "Если ЕС определит, что нам нужно перевести рабочие места из Лондона в Европейский союз, то выходит, что ЕС просто может диктовать нам, [финансовые] регуляторы и политики могут диктовать. Пусть, может быть, найдено какое-то соглашение об эквивалентных регуляциях и все такое, и тогда рабочие места останутся в Британии. Но если европейские регуляторы решат, что не желают оставлять в стране всех юристов, инспекторов по соблюдению правил, то тогда нам придется перемещаться".
Из его замечаний видно, что "исход" финансового бизнеса связан не только и не столько с собственными независимыми деловыми оценками, сколько с давлением жесткой машины европейской бюрократии. Это одно из мало предвиденных последствий "Брексита". Привлекательный, казалось, лозунг вернуть самостоятельность и независимость вдруг показал свою оборотную сторону: вне ЕС придется еще больше подчиняться ЕС, причем без возможности оспорить, подправить, поучаствовать в принятии решений. Словом, бизнес, чувствовавший себя более или менее комфортно в британском "полуофшоре", внезапно оказался перед перспективой вдруг попасть под зависимость от решений Брюсселя.
Банкопад — это, конечно, сильное преувеличение, но Сити, лондонский финансовый центр, перемены ждет. По оценке банковской организации TheCityUK, Лондон может потерять до 70 тысяч рабочих мест в отрасли. А с учетом миллиардов или даже десятков миллиардов фунтов, в ней крутящихся, проблема получает размах потенциального катаклизма.
Вот как выглядит ситуация среди ведущих мировых финансовых компаний и организаций, самых-самых, мейджоров.
Bank of America — Merrill Lynch, у которого сейчас главная европейская штаб-квартира находится в Сити, вблизи собора Св. Павла, объявил, что главной базой европейских операций этой финансовой группы станет Дублин. Перевод включает наиболее прибыльные, динамичные инвестиционные и трейдинговые подразделения банка. Merrill Lynch оперирует в Ирландии уже почти 50 лет, но нынешний шаг предусматривает радикальное расширение присутствия в этой стране — соседке по Британским островам. По сообщениям прессы, банк намерен увеличить число сотрудников в Ирландии на 17 процентов, а планы на строительство центра операционно-технической поддержки вблизи Дублина рассчитаны на сотни дополнительных рабочих мест.
Citigroup в июле объявил, что центром его европейских операций станет Франкфурт-на-Майне. А подразделения банка сменят базирование на Дублин и другие важные европейские города (Амстердам, Люксембург, Париж и Мадрид), где планируется расширить присутствие.
Goldman Sachs сообщил еще весной, что намеревается перевести часть операций в европейские центры, включая Мадрид, Милан и Париж. Переедет ли на континент и штаб-квартира (и где она в этом случае будет находиться), пока неизвестно.
Банк Morgan Stanley намерен перевести главный центр европейских операций во Франкфурт (речь идет о брокерских операциях). А специалисты по управлению активами (здесь больше денег, работающих на длительную перспективу) переедут в Дублин. По предварительной оценке, Лондон потеряет около 200 работников Morgan Stanley. Дальнейшие планы банк намерен корректировать по мере прояснения условий после "Брексита".
Barclays (ведущая британская банковская группа) запросила в Ирландии разрешение на расширение финансовой деятельности. У ирландского подразделения Barclays уже имеется европейский "паспорт", и банк рассчитывает, что сможет беспрепятственно продолжать сервисное обслуживание своих клиентов в ЕС, независимо от исхода переговоров с Европой. Еще в апреле этого года глава Barclays предупреждал, что британские банки начнут переводить операции в страны ЕС, но позднее уточнил, что ситуация пока остается "полностью управляемой".
Финансовая группа Lloyds сообщила, что выбрала Берлин как центр своих будущих операций в ЕС. Это исключение среди британских банков, Lloyds — единственный, кто нацелился на Берлин. Там уже есть подразделение банка, 300 работников. С другой стороны, это означает, что перемещать сотрудников из Лондона не придется.
Крупнейший шотландский банк, Royal Bank of Scotland (RBS), при необходимости переведет небольшую часть сотрудников в Дублин.
Шеф ведущего французского банк, BNP Paribas, не без злорадства заявил: "Лондон вряд ли останется, каким был, перемены будут, и они будут серьезными". А нам, мол, нечего беспокоиться, придумывать "план Б", мы и так европейцы, нам вовсе не обязательно быть в Лондоне, чтобы иметь европейский банковский паспорт.
Швейцарский Credit Suisse колеблется между Дублином и Франкфуртом, но, по сообщениям прессы Ирландии, банк может вскоре подать заявку на лицензию именно там. Credit Suisse еще до референдума о "Брексите" начал сокращение присутствия в Сити. К концу прошлого года число сотрудников упало с 10 тысяч до 8, а в дальнейшем планируется снизить его до 5 тысяч.
Другой швейцарский банковский гигант — UBS — рассматривает Франкфурт и Мадрид как основные варианты. По заявлениям представителей банка, Сити потеряет от тысячи до полутора тысяч сотрудников UBS. Планы окончательно не определены, рассматривается также и Амстердам.
Ведущая многонациональная финансовая компания HSBC со штаб-квартирой в Гонконге нацелена на Париж, где уже действует серьезное представительство банка. Глава компании, впрочем, недавно оговорился, что в случае затруднений с Брюсселем, возможно, будет перемещение операционных центров не в Европу, а в США или Азию, где для этого сейчас есть необходимая инфраструктура.
В британской штаб-квартире финансовой группы Standard Chartered, у которой наиболее важные клиенты находятся в Азии, не видят пока острой необходимости перемещаться на континент, но все же решили подать заявку на официальную регистрацию подразделения во Франкфурте.
Крупнейшие японские финансовые группы Nomura и Daiwa Securities (операции с ценными бумагами) выбрали Франкфурт как центр своих операций в ЕС. Nomura намерена переместить из Англии в Германию около 100 из 2500 своих лондонских сотрудников.
Наконец, глава лондонского подразделения Deutsche Bank в обращении к сотрудникам банка объявил, что роли Лондона и Франкфурта "с неизбежностью" поменяются или, по меньшей мере, роль Франкфурта повысится. Представитель банка в одном из интервью прямо заявила: в самом деле, если у вас клиент в ЕС, то заниматься с ним лицом к лицу тоже нужно где-то в ЕС. Речь идет о перемещении из Лондона от 2 до 4 тысяч работников, до 20 тысяч клиентских счетов, а вместе с ними и центров трейдинговых и инвестиционных операций. Дополнительно, из самых последних известий: неназванные доверительные источники в Deutsche Bank сообщили финансовому оракулу, изданию Bloomberg, что немецкий гигант рассматривает вероятность вывода из Британии клиентских счетов на общую сумму в 350 млрд долларов. У этого плана кодовое наименование bowline, то есть спасательный, или страховочный, канатный узел, который выручает в самых сложных операциях...
Как видно из этого краткого обзора, чем глобальнее, чем более разветвлен и менее зависим от ЕС банк, тем спокойнее относится к перспективе "брекситовских" неурядиц. Но даже самые спокойные готовятся заранее подстелить соломку, чтобы, если что, не так жестко было упасть. Банкопад, словом, пока не факт, а проекция. Но перспектива исхода — реальна.
Сити и конкуренты
В свое время мы учили про базис и надстройку. Мол, главное — промышленность, особенно тяжелая, цемент там, чугун, а остальное приложится. В современной глобальной экономике надстроечный финсектор нередко оказывается базисным. Без оборотного капитала, кредитов, акций и облигаций никакой чугун с места не сдвинется. Это к тому, чтобы понять роль лондонского Сити в европейской и мировой экономике.
Лондон выступает наравне с Нью-Йорком как финансовая столица мира. В Сити представлены более 500 международных банков. Это также лидер в операциях с еврооблигациями, международными валютами, в Лондоне во многом определяются цены на нефть и другие энергоносители, страховые взносы на торговые и транспортные сделки, не говоря уже про те замысловатые инвестиционные операции, когда, кажется, деньги делаются из воздуха. Формально Сити дает 2,4 процента британского ВВП. Но, например, на рынке валют, Форексе, из однодневного оборота в 3,98 трлн долларов на Сити приходилась почти половина (46,7 процента, 2009 год), фунт стерлингов остается третьей или четвертой по значению мировой резервной валютой. Кроме того, Сити финансирует государственный долг многих стран через облигации и другие финансовые инструменты.
По оценке банковской организации TheCityUK, Лондон может потерять до 70 тысяч рабочих мест в отрасли. А с учетом миллиардов или даже десятков миллиардов фунтов, в ней крутящихся, проблема получает размах потенциального катаклизма
Именно из-за значения Сити сейчас в других странах ЕС такой ажиотаж. Первое место среди желающих урвать кусок лондонского пирога делят Франкфурт и Дублин. Но и другие претенденты имеют шансы.
Франкфурт — прежде всего. Политические и деловые лидеры Германии уже через две недели после британского референдума о выходе из ЕС провели совещание, на котором с немецкой дотошностью спланировали кампанию по привлечению капиталов во Франкфурт, один из ведущих финансовых центров ЕС, где к тому же находится штаб-квартира Европейского центрального банка и немецкого Бундесбанка. После Лондона Франкфурт уже сейчас является вторым главным центром европейских операций американских банков. Теперь в Лондон ездят с презентациями представители региональных и федеральных властей в надежде отхватить побольше.
Не отстает и Дублин. Столица Ирландии многих привлекает и географической близостью к традиционной финансовой столице — Лондону, и благоприятным налоговым и деловым климатом, и стойкой верностью европейскому проекту, и не в последнюю очередь тем, что язык тот же — международный английский. У Дублина очень высокий рейтинг в различных международных исследованиях. В репутационном списке мировых городов City Reptrak Дублин в прошлом году опередил Лондон, заняв 20-е место (Лондон — на 22-м, а Франкфурт там — на 16-м). Дублин оказался на первом месте в категории "помощи талантам и инновациям", если верить опросу инвестиционного консалтинга Jones Lang LaSalle.
Свои приманки и у Парижа. Французская столица вовсю заманивает разместиться в специально спроектированном и выстроенном деловом центре La Defense. Переехавшим банкирам обещают налоговые льготы. В поддержку Парижа говорит и то, что французские специалисты, благодаря отличному преподаванию математики в учебных заведениях страны, и сейчас высоко ценятся в Сити.
Впрочем, когда, кому и какой "кусок" достанется при гипотетическом разделе "британского наследства", станет ясно нескоро. Нужно понимать: если из 751 тысячи работников банковского сектора в континентальную Европу переедут несколько десятков тысяч, то это вовсе не катастрофа. К тому же в целом британская экономика переживает циклический подъем. Среди последних оптимистичных новостей: германский автогигант BMW решил именно на своих заводах в Англии выпускать новое — электрическое — поколение культовой британской машины "Мини" (ее будут делать на заводе в Оксфорде). А еще расширяются в Лондоне и Facebook, и Google. Мировой гигант интернет-торговли, Amazon, и вовсе сообщил, что целиком займет вновь строящийся деловой небоскреб в... Сити.
Так что банкопад — это неприятно, конечно. Но свято место пусто не бывает.