ОАО РЖД получит свой процент
Белый дом согласился с повышением тарифа монополии
Правительство намерено поддержать целевую инвестнадбавку к тарифу ОАО РЖД в размере 1%, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Ряд ведомств, в том числе Минфин, поддерживает идею, но Минэкономики против. Потребители ОАО РЖД после долгих прений согласились с тем, что надбавку можно направлять на локомотивы, при этом большинство из них согласно на неограниченную надбавку или не превышающую 1%. Но 1% не решит проблему с локомотивным парком, полагают эксперты.
Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович «принципиально поддержал» введение инвестнадбавки к тарифу ОАО РЖД в 1% в 2018 году. «Вопрос сейчас обсуждается с другими ведомствами,— цитирует его “Интерфакс”.— Совет потребителей ОАО РЖД уже практически согласился, что 1% можно добавить, ОАО РЖД хотело до 2%». Он предположил, что ФАС будет возражать и против 1%, но выразил надежду на компромисс.
В 2017 году для ОАО РЖД действует надбавка в 2% к индексации тарифа в 4%, идущая на капремонт инфраструктуры. Ее согласовали как однократную, что закреплено в макропрогнозе Минэкономики до 2020 года. ФАС, в 2016 году зафиксировавшая надбавку как институт и прописавшая в нормативах возможность направлять ее на капремонт, предлагает расширить сферу ее применения и на локомотивный парк (см. “Ъ” от 9 марта).
«Механизм надбавок к тарифу был предложен Советом потребителей,— говорит замглавы ФАС Александр Редько.— Служба в интересах потребителей может поддержать предложения по целевым надбавкам, если будет обеспечен механизм контроля их целевого использования, предложенный в проекте постановления № 643. Что касается конкретного размера надбавки, то он должен определяться правительством на основе расчетов необходимых средств, которые должен выполнить Минтранс. Важно отметить, что проект постановления предусматривает долгосрочные (до десяти лет) скидки к тарифам. В этой части нормативная база либерализует ценообразование».
Совет потребителей ОАО РЖД, комитет по тарифному регулированию которого ранее рассматривал вопрос (см. “Ъ” от 2 августа), заочно проголосовал, но формально решения не вынес. В совете пояснили, что мнения разделились, 12 из 21 голоса поддержали возможность расширения периметра надбавки. Голосовали три варианта: одобрить идею ФАС, поддержать ее с ограничениями по размеру и сроку надбавки (до 1% и до года) и не поддерживать вовсе (сохраняет возможность направления денег на капремонт). За версию ФАС высказалось девять членов совета, за ограничение — трое, не одобрили шестеро, трое воздержались.
Источник “Ъ”, близкий к обсуждению, говорит, что под тезис вице-премьера подходит и вариант неограниченной надбавки, параметры которой определяются Белым домом, и ограниченной 1%, так что консенсус найти будет просто. Некоторые крупные металлурги, говорит он, голосовали против, опасаясь, что рост тарифа ОАО РЖД ничем не будет компенсирован. Но, отмечает собеседник “Ъ”, разовая индексация должна компенсироваться долгосрочным тарифом, в его основе, как предполагается, будет формула «инфляция минус», и этот минус и будет балансировать разовое повышение. Он добавил, что поправками ФАС вводится механизм контроля за целевым использованием надбавки — ее будут давать под конкретную программу с детальным отчетом.
«Потребители видят эффект в развитии инфраструктуры ОАО РЖД и ради дальнейшего роста погрузки позитивно отнесутся к небольшой надбавке,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли.— ОАО РЖД, в свою очередь, нужно гарантировать загрузку, ради чего целесообразно фиксировать тариф на 5–10 лет на уровне ниже фактической инфляции». Совет потребителей также поддержал идею ФАС о сохранении в тарифе ОАО РЖД эффектов, полученных от снижения затрат в этот период.
Глава ОАО РЖД Олег Белозеров вчера заявил, что «предварительные переговоры (по надбавке.— “Ъ”) провели, и коллеги готовы рассматривать такие предложения». Он не указал желаемый размер надбавки, но в интервью “Ъ” 30 мая говорил, что ОАО РЖД собирается просить о 2% на 2018 год. В ряде ведомств надбавку поддержали (например, в Минфине, как сообщил вчера замминистра Андрей Иванов). Но в Минэкономики “Ъ” вчера подтвердили, что по-прежнему против инвестнадбавки.
1% не решит проблем ОАО РЖД, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, это максимум 14 млрд руб., этого мало для расшивки узких мест в парке локомотивов. Как говорит эксперт, при острой нехватке тяги на ряде направлений и дефиците бюджета ОАО РЖД (более 100 млрд руб. в этом году) этого не хватит для значимых изменений. Надбавка в 1,5% (20 млрд руб.) значимо улучшила бы состояние парка, считает он.