«Лев Толстой очень помогает понять, как тут все вокруг устроено»
Станислав Крымский, Санкт-Петербург
Академический лицей «Физико-техническая школа», перешел в одиннадцатый класс
— Кого вы считали основными соперниками на Олимпиаде?
— Мы уже по Азиатской олимпиаде поняли, насколько сильными являются китайцы. Их боялись. Но помимо китайцев прекрасно выступили и корейцы, и команда Сингапура. Хотя раньше, на Азиатской олимпиаде в Якутске, мы встречались не с самыми сильными ребятами из Китая. Самые сильные как раз были в этот раз в Джокьякарте. Поэтому мы очень рады нашим золотым медалям. Выступили не хуже, чем Китай.
— Когда и как вы заинтересовались физикой?
— В пять лет я прочитал учебник Перышкина для седьмого класса. Мне понравилось, и я продолжил. Лет с девяти начал учиться решать задачи, с тех пор так и пошло. В шестом классе сходил на городскую олимпиаду по физике для семиклассников и выиграл ее. Потом четыре года занимался в кружках Центра физического образования в Санкт-Петербурге, ездил в Летнюю физическую школу. И в моей школе был преподаватель, к которому я всегда мог подойти и задать вопрос, если что-то непонятно.
Последние три года я готовился к разным олимпиадам — иногда по 16 часов в сутки. Остро не хватало свободного времени. Мы с одноклассниками жили как будто в разных реальностях: они играли во фрисби, настолки, футбол, а я всегда возвращался домой решать очередную порцию задач.
Но самый тяжелый выбор у меня все равно был связан с учебой. Зимой я не смог поехать на сборы к Олимпиаде по математике, потому что они проходили в то же время, что и IJSO (Международная естественно-научная олимпиада школьников.— “Ъ”). Я очень хотел стать кандидатом в сборную на IMO (Международная математическая олимпиада.— “Ъ”), но пришлось выбирать. В двух местах одновременно быть невозможно.
— То есть ваше увлечение физикой не идет в ущерб другим предметам?
— Школа этого не допускает. В лицее, где я учусь, очень высокая планка по всем предметам.
— Что вас интересует помимо учебы?
— При остром дефиците времени моим хобби стала олимпиадная математика. Для развития выносливости я бегаю два раза в день. В каникулы стараюсь смотреть фильмы: это хороший отдых. Люблю «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны». Они нравятся мне реализмом, в них нет ничего типа волшебников и чудовищ. Мне понятнее в искусстве то, что точно передает действительность, а не выдумывает что-нибудь.
Мои любимые книги — «Война и мир», «Тихий Дон» и «Доктор Живаго». «Войну и мир» люблю больше всех, в ней можно найти высказывания про все на свете. У меня книжное познание мира — и Лев Толстой очень помогает понять, как тут все вокруг устроено.
Я не смотрю сериалы и не играю в игры. Если бы я это делал, то ничего бы не достиг. Это вопрос умения концентрироваться на поставленной цели и отсекать лишнее.
— Как вы думаете, почему школьники сейчас редко интересуются физикой?
— Чтобы понимать физику, нужно иметь хорошую математическую базу. Но ребята, хорошо разбирающиеся в математике, теперь сразу идут в информатику, потому что там больше возможностей преуспеть в профессии.
— А почему тогда вы остались в физике?
— Физика помогает мне лучше понимать окружающий мир. У меня много знакомых физиков, мне нравится чувствовать себя в своей среде. Впрочем, в современной физике часто приходится прибегать к помощи программирования. Если потребуется, я смогу научиться писать программы.
— Что вы думаете о преподавании физики в обычных школах?
— В обычных школах физику преподают на очень низком уровне, и с этим вряд ли можно что-то сделать. Преподают, и это уже хорошо. Кому она действительно интересна, тот сможет ею заниматься в кружках, выездных школах, а также дистанционно. Все мои знакомые, добившиеся успехов в физике, начали ее изучать гораздо раньше, чем она появилась в школьной программе.
Думаю, надо улучшать уровень преподавания в профильных школах, делать упор на подготовку учителей. Также не хватает очень важного экспериментального оборудования.
— Система ЕГЭ — это хорошо или плохо?
— ЕГЭ по профильным предметам сдают только те, кому это необходимо, это хорошо. Но чтобы сдать профильный экзамен, например, по математике, нужна длительная подготовка. А не все готовы к ранней специализации — это один из недостатков.
Готовясь к ЕГЭ, мы одновременно изучаем предмет, так что я не считаю это натаскиванием.
— Нужно ли что-то изменить в системе школьного образования?
— Я учусь в такой замечательной школе, что не могу по ней судить о системе образования. Если бы в стране было много таких хороших школ, как наш лицей ФТШ, то все талантливые ребята смогли бы найти «свою» школу. Поэтому я против стандартизации образования. Все школьники очень разные, для всех нужны индивидуальные маршруты.
— В какой вуз планируете поступать?
— Еще не решил, скорее всего, в Академический университет Жореса Алферова, МФТИ или СПБГУ. Там лучше всего преподают математику и физику.
Не знаю, чем займусь потом. Год школы, шесть лет в университете — через семь лет все будет по-другому, я не готов планировать на такой большой срок. Но хотелось бы остаться в науке, заниматься теорией струн и квантовой механикой.
— Что вы думаете о состоянии науки в нашей стране?
— У нас старое оборудование, а на новое нет денег. Так что состояние плохое и нужно нормальное финансирование.
— Вы хотели бы работать в России или стремитесь уехать из страны?
— Люди уезжают, скорее всего, за большими зарплатами и другим уровнем жизни. Но я останусь — не представляю себя в другой культуре. Мне будет сложно адаптироваться в другой стране. Кроме того, моя семья не собираются уезжать и все мои учителя живут в России.
— Вы интересуетесь ситуацией в стране? Что вы думаете о жизни в России?
— Телевизора у нас в семье нет. Иногда просматриваю «Яндекс.Новости», газет не читаю, политикой не интересуюсь. Конечно, проблемы страны связаны с политикой — но что имеем, то имеем.
В мегаполисах жить можно, а отъедешь 100 км от города, и все ужасно. Люди достойны лучшей жизни. Этому мешает суровый климат и отсутствие внедрения передовых технологий в массовое производство.
Надо, чтобы в стране по-другому относились к окружающей среде, думали о будущем. В людях надо воспитывать духовно-нравственные ценности и выстраивать правильное мировоззрение. Оно — основа всего. Это одна из главных задач школьного образования. Потребительское отношение к жизни надо поменять на созидательное.
Я знаю, что в стране проходили массовые митинги, но я не участвую в таких акциях. И других бы отговаривал. Потому что каждый должен заниматься своим делом, и делать его хорошо. Молодежи надо учиться, а не ходить по акциям.
— Какая личность вас вдохновляет и почему?
— Эйнштейн, Гейзенберг и Шредингер. Они все заложили основы современной физики.