Испорченный отпуск президента Трампа
Летний отпуск, в который до третьей декады августа отправился президент США Дональд Трамп, вряд ли позволит ему по-настоящему расслабиться за игрой в гольф в Нью-Джерси.
Последним напоминанием об этом накануне отъезда Дональда Трампа на каникулы стал скандал вокруг его вице-президента Пенса. Майк Пенс был вынужден опровергать статью в The New York Times, в которой шла речь о том, что он якобы тайно вынашивает собственные президентские амбиции на выборах 2020 года. Новые утечки подтвердили: политическая война в Вашингтоне находится в самом разгаре и начавшийся для президента и Конгресса сезон летних отпусков этой войне не помеха. Самой плохой новостью для Дональда Трампа стало сообщение о том, что спецпрокурор Роберт Мюллер, назначенный вести расследование возможного вмешательства Москвы в президентские выборы в США, сформировал большое жюри присяжных.
Казалось бы, ну и что здесь такого уж страшного? Между тем появление жюри присяжных в продолжающейся саге 45-го президента США позволяет сделать сразу несколько принципиальных выводов — и все они не в пользу Дональда Трампа.
Во-первых, расследование Роберта Мюллера не только не затухает, а набирает обороты. После формирования большого жюри Дональд Трамп может окончательно распрощаться с надеждами свернуть расследование предполагаемого «российского следа» в его избрании президентом. Теперь вся эта история уж точно продлится месяцы, если не годы. А увольнение Роберта Мюллера, которое еще недавно рассматривалось как пожарная мера, лишь усугубит ситуацию. Такой шаг стал бы чем-то вроде попытки погасить огонь, плеснув в него не воды, а бензина.
Во-вторых, жюри присяжных обладает огромными полномочиями, имея возможность вызвать для дачи показаний любого, вплоть до главы Белого дома. Самое время вспомнить, что решению президента Никсона об отставке предшествовало его появление перед жюри присяжных, расследовавшим «Уотергейт».
При этом, в отличие от обычного суда, свидетели, которые дают показания в суде присяжных, даже не имеют возможности отвечать в присутствии своих адвокатов. В то время как члены большого жюри имеют право не молчать, а задавать вопросы — опять-таки в отличие от обычных судов. Они могут довести дело до уголовного преследования, если для этого появятся основания.
Но и это еще не все. Имена членов большого жюри строго засекречены, оказать на них внешнее влияние невозможно. Даже президент Трамп не знает, кто решает его судьбу: спецпрокурор Мюллер перед ним не отчитывается. Известно лишь то, что по американской традиции присяжные должны находиться вне политики. Поэтому их решение станет чем-то вроде морального вердикта, который должен расставить точки над i и стать ориентиром как для демократов, так и для республиканцев, определяющих свое отношение к президенту.
Сегодня никто не рискнет предсказать, каким будет решение жюри присяжных. Однако, учитывая то, в каком направлении развивается ситуация в Вашингтоне, все труднее себе представить, что в какой-то момент присяжные воскликнут: «Руки прочь от Трампа!» Гораздо более вероятен другой сценарий, при котором клянущийся в лояльности Дональду Трампу вице-президент Пенс окажется востребованным в роли главы Белого дома задолго до выборов 2020 года.