Повысить ставки
Выгодно ли вкладываться в «мусорные» облигации Tesla
Илон Маск попросил денег на производство электрокара Model 3. Компания Tesla выпустит так называемые «мусорные» облигации на $1,5 млрд. Она впервые предлагает инвесторам столь высокорисковые бумаги. Почему Tesla приходится привлекать финансирование по повышенным ставкам? И есть ли риски для бизнеса Илона Маска? Тему продолжат Юлия Кошкина и Елена Жарикова.
Tesla предлагает инвесторам «мусорные» облигации с повышенными процентными выплатами. Срок погашения — восемь лет. Доходность бумаг может составить 5,5% годовых. Раньше компания Илона Маска привлекала финансирование за счет выпуска дополнительных акций или облигаций, которые можно конвертировать. Но сейчас Tesla генерирует отрицательный денежный поток. Во II квартале ее убытки достигли рекорда — $336 млн. В этих условиях компания не может получать дешевое финансирование, отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его словам, «мусорные облигации» Tesla — не самый лучший объект для вложений: «У Tesla очень низкие кредитные рейтинги, она на текущий момент является убыточной компанией не только на уровне чистой, но и на уровне операционной прибыли. Для тех, кто покупает долги компании, это очень высокий риск, потому что проценты платятся из операционной прибыли. Компания, которая получает убытки на этом уровне, вынуждена постоянно набирать новые долги. На мой взгляд, для инвесторов целесообразнее вкладываться в акции Tesla, по которым баланс риска к доходности более привлекателен».
В ближайшую неделю Tesla попробует убедить инвесторов купить ее «мусорные облигации». Компании необходимо привлечь $1,5 мрлд для расширения производства новинки — Model 3.
Слабые показатели — не помеха для получения финансирования. Бумаги Tesla просто сейчас в моде, подчеркнул управляющий партнер корпоративного венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава: «У компании продолжаются проблемы с масштабированием производства, но, тем не менее, ее акции пробивают очередные потолки и продолжают расти. Причем этот рост абсолютно не бьется с реальными показателями компании. Это говорит о том, что инвесторы продолжают безумно верить Илону Маску и планам компании, и значит, что бизнесмен имеет право запускать на рынок какие угодно бумаги и продавать их».
Model 3 станет самой бюджетной моделью Tesla — стоимость машины составит всего $35 тыс. Илон Маск рассчитывает, что эта новинка позволит ему завоевать авторынок.
Для компании сейчас важно инвестировать как можно больше средств в расширение производства. Поэтому плохие финансовые показатели — это не повод для тревоги, в будущем все вложения окупятся, уверен соучредитель «Tesla-клуба» Игорь Антаров: «Деньги пойдут в производство машин, конвейер уже сейчас работает. Я был на заводе и увидел очень высокотехнологично сделанное производство. Единственная причина, по которой они так агрессивно привлекают средства — это огромное количество предзаказов. И самое узкое место — это производство. Понятно, что нужно любые средства вкладывать в то, чтобы его масштабировать. Сейчас нет проблемы создать положительный Cash Flow у Tesla, просто, например, остановив строительство фабрики, которая выпускает батареи для электромобилей. Вместе с тем, я уверен, что компании не составит труда возвращать займы».
Еще до выпуска новой Tesla предзаказы на нее превышали 0,5 млн. Потом число заявок сократилось на 60 тыс., но это только обрадовало Илона Маска. Он пояснил свою позицию так — ждать Model 3 все равно, что стоять в очереди за гамбургером полтора часа, тому, кто делает эти гамбургеры, наплыв клиентов только вредит.
Продажи новой Tesla стартовали 1 августа. Клиенты получили ключи от первых 30 электрокаров Model 3.