«Обувь России» шагает на биржу
Ритейлер может провести IPO осенью этого года
Как стало известно “Ъ”, один из крупнейших российских обувных ритейлеров «Обувь России» уже осенью собирается провести IPO на Московской бирже. В рамках размещения компания рассчитывает привлечь 4–5 млрд руб. За четыре года, прошедшие после объявления о намерении стать публичным, ритейлер подорожал в несколько раз — теперь его бизнес оценивается до 24 млрд руб.
О том, что первичное размещение акций «Обуви России» на Московской бирже может произойти в октябре этого года, “Ъ” рассказали источник, близкий к компании, и источник на финансовом рынке. По данным одного из них, глобальными координаторами сделки определены банки Citi, Renaissance Capital, БКС и Сбербанк. Их участие в сделке подтвердил представитель инвестбанковского сообщества.
Вся «Обувь России» была оценена перед IPO в 10 EBITDA, говорит один из источников. Собеседник, знакомый с подготовкой к сделке, называет такую оценку близкой к реальности. В отчетности по РСБУ за 2016 год «Обувь России» указала, что ее EBITDA в этот период выросла на 7%, до 2,4 млрд руб. Таким образом, ритейлер мог быть оценен в 24 млрд руб. Сейчас уставный капитал ОАО ОР (головная структура ГК «Обувь России») разделен на 70,66 млн акций. Источник “Ъ” на финансовом рынке знает, что в ходе IPO «Обувь России» хотела бы привлечь 4–5 млрд руб. Таким образом, ритейлер может продать инвесторам около 15–20% своих акций. Другой источник среди инвестбанкиров утверждает, что к размещению будет предложено порядка 20–25% акций сети.
«Обувь России» основана в 2003 году. Сейчас ритейлер управляет более чем 500 магазинами под брендами Westfalika, «Пешеход», Emilia Estra, Rossita и Lisette. Кроме того, ему принадлежат две обувные фабрики в Новосибирской области. В 2016 году выручка сети увеличилась на 11%, до 10 млрд руб., при росте сопоставимых продаж (LfL) на 9,4%, чистая прибыль увеличилась на 0,3%, до 1,3 млрд руб. Продажи в натуральном выражении за тот же год выросли на 10%. В первом квартале 2017 года рост выручки ускорился до 13% (2,2 млрд руб.). EBITDA за этот период выросла на 8,4%, до 541 млн руб., чистая прибыль снизилась на 12,5%, до 205 млн руб.
Представитель «Обуви России» отказался комментировать информацию о предстоящем IPO, заявив, что компания рассматривает весь арсенал доступных инструментов для финансирования своего дальнейшего роста. В Citi, Renaissance Capital и БКС не ответили на запрос “Ъ”. Представители Сбербанка и Московской биржи отказались от комментариев.
На прошлой неделе стало известно, что в число акционеров «Обуви России» входит владелец группы ОНЭКСИМ миллиардер Михаил Прохоров: газета «Ведомости» сообщала, что его структуре Karyo Holdings принадлежит 24,99% ритейлера. Представитель «Обуви России» подтвердил вхождение структур господина Прохорова в капитал компании, но отказался комментировать детали сделки. По словам одного из источников “Ъ”, эту долю Михаил Прохоров получил в рамках pre-IPO в конце 2016 года. В ОНЭКСИМе вчера не стали комментировать, будет ли бизнесмен продавать свои акции в ходе IPO «Обуви России».
Впервые о намерении выйти на биржу «Обувь России» заявляла в 2013 году. Тогда ритейлер рассчитывал привлечь 1,5–2 млрд руб., продав до четверти уставного капитала. То есть вся компания в тот период оценивалась в 6–8 млрд руб. Тогда в качестве организатора была выбрана компания «Алор». Позже ее заменили на Газпромбанк, а саму сделку из-за неблагоприятной рыночной ситуации перенесли на осень 2014 года. В середине 2014 года «Обувь России» повысила свою оценку до 14 млрд руб.
Размещение «Обуви России» имеет хорошие перспективы, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Акционеры построили нормальный бизнес, у которого есть возможность получить свое место под солнцем»,— говорит он. «Интерес к бизнесу компании есть в Швеции, Великобритании, Швейцарии»,— знает один из инвестбанкиров.
В 2016 году «Обувь России» занимала 0,7% российского обувного рынка и в текущем году сохранит такой же показатель, прогнозирует гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В прошлом году, отмечает он, импорт обуви в Россию продолжил сокращаться (в деньгах примерно на 1%), совокупная емкость рынка обуви выросла на 1,5%, до 1,3 трлн руб. В 2017 году темпы роста рынка ускорятся почти до 4%, считает господин Бурмистров.