Противокартельный сговор
ФАС, МВД, ФСБ и Генпрокуратура объединят антимонопольные усилия
Президент Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) создать совместно с МВД, ФСБ и Генпрокуратурой орган по борьбе с картелями. Идея силовой борьбы с картелями в последние годы становится все более популярной в антимонопольном ведомстве. Помимо включения этого направления в проект Национального плана развития конкуренции, ФАС выступает за ужесточение наказаний за антиконкурентное поведение на торгах и скидки на штрафы для участников, «сдавших» организатора сговора. Наиболее спорной частью проекта является инициатива ФАС дать право возбуждать «картельные» дела не только в МВД, но и в СК и ФСБ.
Владимир Путин поручил ФАС совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и Генпрокуратурой до 1 октября при необходимости создать специальный межведомственный координационный орган по борьбе с картелями. Ответственному за выполнение этого поручения главе ФАС Игорю Артемьеву также предстоит разработать межведомственную программу антикартельной работы. Правительству, в свою очередь, поручено в этот же срок усовершенствовать информационное взаимодействие ФАС с коллегами по Белому дому и хозяйствующими субъектами «для оперативного реагирования на нарушения законодательства» при заключении антиконкурентных соглашений. Белый дом должен также подготовить и внести в Госдуму законопроекты, направленные на выявление и пресечение картелей, а также на ужесточение уголовной и административной ответственности за такую деятельность.
«Необходимость создания координационного органа будет только рассматриваться»,— сообщил вчера замглавы службы Андрей Цариковский. Желание ФАС более плотно подключить силовиков к антикартельной борьбе он объясняет тем, что «современные картели становятся все более изощренными и труднодоказуемыми. Ушли в прошлое бумажные договора и коллективные собрания — сговоры реализуются в электронном пространстве. Разоблачить преступные договоренности, достигнутые посредством цифровых технологий, без инструментов и методов правоохранительных органов крайне трудно». «В рамках наших полномочий — только привлечение к административной ответственности, что зачастую не имеет должного сдерживающего эффекта. Особо циничные компании платят штрафы и идут нарушать дальше. Для таких нужна уголовная ответственность, а к ней привлекают правоохранители,— сетует чиновник.— К сожалению, за три года уголовных дел по ним возбуждено всего десять: шесть в 2014-м, одно в 2015-м и три в 2016-м».
Координация работы ФАС с силовыми ведомствами для борьбы с картелями, которые в службе считают одной из основных угроз экономике, внесена в План развития конкуренции — его проект служба внесла в Белый дом еще в конце прошлого года (см. “Ъ” от 6 декабря 2016 года). Актуальность проблемы в ФАС иллюстрировали ростом числа картельных дел на 18% за 2016 год (330 против 282 годом ранее). При этом за год почти на 30%, по мнению ФАС, увеличилось число картелей при торгах. В службе подчеркивали, что картели с целью поддержания цен на торгах «видоизменились качественно»: до 2014 года в деятельности картелей принимали участие не более 10–20 хозяйствующих субъектов, а их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур; в 2015–2016 годах такие соглашения исчислялись уже десятками, количество торгов, охваченных тем, что ФАС считает антиконкурентным сговором,— тысячами.
Хотя стандартно ФАС ставит на усиление экономических мер по борьбе с картельными сговорами (это происходит и сейчас — см. “Ъ-Онлайн”), а попытка службы координировать свою работу с силовиками — отнюдь не первая, августовский проект ФАС выглядит потенциально действенным. ФАС подготовила законопроект об альтернативной подследственности: сейчас картельные дела расследуют только органы внутренних дел, а при принятии законопроекта сможет любой правоохранительный орган, обнаруживший нарушение, сообщили вчера “Ъ” в службе. Возможность для СК и ФСБ помимо МВД возбуждать «антимонопольные» дела резко расширит возможности злоупотреблений и искусственного использования тематик ФАС для конкурентной борьбы, в том числе на рынке госзаказа.
Сами участники рынка, против которых ФАС возбуждала антикартельные дела, признавались (см. “Ъ” от 17 августа 2016 года), что бизнес зачастую вынужден заранее договариваться о распределении подрядов между несколькими фирмами именно из-за сложившейся в последние годы практики укрупнения госзаказов. Так, предприниматели, работающие на региональных рынках, заявляют, что иначе не могут конкурировать с федеральными подрядчиками и вынуждены быть субподрядчиками последних.