Воспитание без чувств
Сахалинский суд лишил родительских прав мать мальчика, подвергшегося издевательствам в больнице
Макаровский районный суд Сахалина лишил в среду родительских прав Анну Рожкову, мать двоих детей полутора и шести лет. Семья оказалась в центре скандала, после того как ребенок, изъятый из семьи органами опеки и временно помещенный в больницу, подвергся издевательствам со стороны медсестры. В отношении медсестры продолжается доследственная проверка. В то же время против Анны Рожковой возбуждено уголовное дело в связи с неисполнением обязанностей по воспитанию детей.
Макаровский районный суд вынес вчера решение о лишении родительских прав Анны Рожковой (Воробьевой) в отношении ее детей — Германа 2016 года рождения и Сони 2011 года рождения. Истцом по делу выступил отдел образования города Макарова.
Дочь Соню у Анны забрали 7 июня 2017 года — после того как представитель органов опеки обнаружила у девочки синяки на лице. Судмедэкспертиза выявила у Сони закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные гематомы на теле. Анна не смогла объяснить происхождение травм. Узнав об этом от представителей органов опеки, отец Сони забрал дочь к себе на Курилы. 9 июня 2017 года инспекция по делам несовершеннолетних вместе с полицейскими прибыла в дом к Анне, чтобы проверить, все ли в порядке с Германом. Маму с ребенком застали в квартире друзей, где, по словам чиновников, происходило распитие спиртных напитков, гости курили и дрались. Чиновники решили забрать Германа из дома. В Макарове есть социально-реабилитационный центр, но туда принимают детей с трех лет, поэтому малыша поместили в центральную районную больницу (ЦРБ), где он должен был провести 30 дней, пока отдел образования решал бы, организовать ли малышу предварительную опеку или определить его в специализированное учреждение.
Как выяснилось, медсестра ЦРБ унижала и оскорбляла Германа, записывая это на видео и публикуя в интернете. Видео возмутило пользователей и заинтересовало Следственный комитет, который начал доследственную проверку. Медсестра дала показания, к этому моменту она уже не работала в ЦРБ. Связаться с ней “Ъ” не удалось — она избегает общения с журналистами. При этом сотрудники ЦРБ отзываются о ней положительно и не могут объяснить, что побудило ее снять и опубликовать ролик.
Анна Рожкова ранее рассказала “Ъ”, что, увидев ролик, сразу обратилась в отдел образования, но там ее не приняли. «Тогда я пошла в полицию и написала заявление. Я хочу, чтобы эту медсестру наказали. Но полиции почему-то важна я: там у меня изъяли телефон, спрашивали, почему я к ним не являюсь»,— сообщила Анна. Начальник отдела образования Макарова Мария Репина ранее подтвердила “Ъ”, что 19 июня Анна Рожкова обращалась к ним и просила разобраться в ситуации с видеороликом, но ее попросили зайти через час, а женщина не вернулась. 21 июня сотрудники отдела образования сами написали заявление о ролике в полицию и подали его, как выяснилось, в один день с Анной.
Из ЦРБ Германа решили предварительно направить в приемную семью и уведомили об этом мать мальчика. «Понятно, что мама для ребенка очень важна,— сказала “Ъ” Мария Репина.— Мы не запрещали ей видеться с ним. Более того, узнав, куда мы помещаем ребенка, Анна Александровна обрадовалась: у нас небольшой город, все друг друга знаем. Семья, куда хотели на время устроить Германа, положительная, у них есть опыт воспитания приемных детей». Тем не менее, по словам госпожи Репиной, Анна Рожкова в тот же вечер приехала в приемную семью с журналисткой Екатериной Верик, которая «начала с пристрастием осматривать дом и спрашивать, как в таких условиях хозяева дома могли воспитывать детей». «Женщина, которая поначалу приняла ребенка, сказала мне, что ее никто никогда так не унижал в собственном доме. В результате семья отказалась взять мальчика»,— рассказала Мария Репина. Анна Рожкова, со своей стороны, заявила, что поехала отвезти сыну вещи, а в итоге «очень расстроилась, что он будет находиться в таких условиях». В результате Герман был переведен в дом малютки в Южно-Сахалинск, где находится до сих пор. По словам Марии Репиной, «малыш адаптировался и чувствует себя хорошо», видеться с ним матери не запрещено.
Из-за злоупотребления алкоголем Анну уже лишали родительских прав в 2006 году: 15-летнего старшего сына воспитывает ее родной брат. Анна Рожкова, в свою очередь, считает, что органы опеки и попечительства проявляют к ней повышенный интерес: «Если у меня дети, я что, не имею права встречаться с друзьями, выпивать? Почему я должна жить, как под конвоем? Я буду бороться за сына».
29 июня следственный отдел по Макаровскому району сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении 34-летней жительницы района, подозреваемой в неисполнении обязанностей по воспитанию детей (ст. 156 УК РФ; вплоть до трех лет лишения свободы). Следователи осмотрели квартиру, где проживали дети с матерью, обследовали детей на предмет телесных повреждений, планировали допросы подозреваемой, ее соседей и сотрудников ЦРБ. СКР намерен также оценить действия журналиста по сбору и распространению сведений о частной жизни семьи, взявшей под временную опеку мальчика 2016 года рождения, из-за которых опека была прекращена и он был помещен в дом ребенка, говорится в пресс-релизе СКР.
Решение суда о лишении ее родительских прав Анна Рожкова намерена оспорить. Мария Репина комментировать решение не стала, напомнив, что оно еще не вступило в законную силу. Она уточнила, что у Анны Рожковой есть 30 дней на его обжалование, а с момента вступления решения в силу будет еще полгода, чтобы доказать свою состоятельность. При этом сразу после вступления решения в силу в региональном банке данных Герману начнут искать приемную семью.