В небе над Якутией увидели картель

ФАС проверит тарифы авиакомпаний на рейсах из Москвы в Якутск

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занялась проверкой стоимости авиабилетов на одном из основных маршрутов на Дальний Восток — между Москвой и Якутском. Местные власти считают, что авиакомпании, летающие на этом направлении, S7, «Якутия» и «Аэрофлот» вступили в картельный сговор и завышают цены на перелет в высокий сезон. В S7 объяснили сложившуюся ситуацию подорожанием цены на топливо в местных аэропортах. Чиновники считают, что проблему можно решить, увеличив количество рейсов в крупные города.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Якутское УФАС начало проверку стоимости авиабилетов на маршруте между Москвой и Якутском, рассказали “Ъ” в центральном управлении службы. Поводом для проверки «адекватности цен» послужило обращение минтранса республики по просьбе председателя местного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры госсобрания Виктора Федорова, сообщило агентство Regnum. Депутат отметил, что в летний сезон стоимость перелета «Якутией» на этом направлении может достигать 50 тыс. руб. в экономклассе. При этом «другие авиакомпании в этом предложении не отстали», поэтому «в республике уже открыто заговорили о картельном сговоре с целью необоснованного обогащения», сообщил господин Федоров. Депутат отметил, что авиакомпании повышают цены в высокий сезон, а осенью «наперебой начнут скидывать цены». Поэтому возникает проблема «выехать из Якутии до транспортных узлов РФ за приемлемую цену и в удобное время».

«Несмотря на выделение перевозчику «миллиардов бюджетных денег», цены на ее билеты не становятся дешевле, чем у других авиаперевозчиков»

,— добавил Виктор Федоров.

В 2017 году из бюджета региона «Якутии» уже выделено 2,5 млрд руб., такая же сумма будет выделена в 2018 году. «Что руководство авиакомпании делает для сдерживания авиатарифов и чего уже добилось в этом направлении?» — интересуется господин Федоров. Высокие цены на перелет уже вызвали недовольство местных компаний, которые пожаловались депутату на то, что им приходится оплачивать отпуск сотрудникам по «заоблачным ценам в летний период».

Сейчас между Москвой и Якутией летают только «Якутия», S7 и «Аэрофлот». Представитель S7 сообщил “Ъ”, что компании известно о проверке ФАС. Но высокие цены на этом маршруте «во многом спровоцированы существенным увеличением цены на топливо в аэропорту Якутска — его цена по сравнению с июлем 2016 года выросла на 27%», отметили в S7. По данным Росавиации, тонна топлива в аэропортах республики стоит от 35 тыс. до 73 тыс. руб. (в аэропорту села Саскылах).

ФАС регулярно мониторит цены на авиабилеты на Дальний Восток. Проверки активизировались после ухода с рынка «Трансаэро», которая также летала в ДФО. После прекращения полетов перевозчика на этих направлениях не только выросли цены на билеты, но также возникал дефицит провозных емкостей. В 2016 году служба просила «Аэрофлот» обосновать высокие цены на билеты в Петропавловск-Камчатский. Но тогда в авиакомпании говорили, что дальневосточные направления являются «социальной нагрузкой». Несмотря на практически 90–95-процентную загрузку рейсов в экономклассе в течение года, рейсы в этот регион убыточны из-за «плоских тарифов» — все билеты в классе эконом продаются по единой стоимости 22 тыс. руб. в оба конца. Поэтому увеличить рентабельность направлений «Аэрофлот» может только за счет коммерческих тарифов бизнес- и комфорт-класса. При этом другие авиакомпании, имеющие в парке широкофюзеляжные самолеты, говорили “Ъ”, что не работают на этом направлении по «экономическим соображениям»: перевозчики не могут выставлять такие же низкие тарифы, как «Аэрофлот», поскольку не имеют господдержки и будут летать «исключительно себе в убыток».

Для решения проблемы в Республике Саха господин Федоров предложил авиакомпании «Якутия» сосредоточиться на полетах в Москву, Петербург и Новосибирск, откуда пассажир может «без проблем добраться до других городов», поскольку есть множество предложений со стороны других авиакомпаний. Кроме того, для удобства пассажиров необходимо вводить ночные рейсы и «уплотнить график полетов в крупные города». Если у авиакомпании не хватает самолетов, то тогда «зачем летать в Сочи и Анталию», резюмировал господин Федоров, порекомендовав «Якутии» «вернуть самолеты в республику для обслуживания местного населения».

Елизавета Кузнецова


Что государство может сделать для авиации

Государство делает новую попытку помочь развитию региональной авиации. Последний раз этот вопрос поднимался на уровне премьера Дмитрия Медведева в 2012 году, в конце июля разработать до конца года документ, учитывающий потребности местных авиакомпаний, аэропортов и авиапрома, потребовал президент Владимир Путин. Особое внимание предлагается уделить перевозкам на Дальнем Востоке и господдержке обновления парка. При этом, как и пять лет назад, опять поднимается вопрос избыточных требований по безопасности для малых аэропортов. Читайте подробнее

Вся лента