Региональным выборам прописали апатию
Партии начали агитацию в разгар отпускного сезона
В СМИ стартует агитация в преддверии региональных выборов. КПРФ будет продвигать тему столетия революции, «Яблоко» сосредоточится на кампании против войны в Сирии. Другие партии обратились к социальной повестке, которую могут задействовать и в президентской кампании. Некоторые кандидаты уже столкнулись с проблемами при размещении наружной рекламы. Но в целом кампания «апатичная», резюмируют опрошенные “Ъ” партийцы.
10 сентября выберут 16 губернаторов и депутатов шести заксобраний. КПРФ проводит кампанию с оглядкой на столетие Октябрьской революции. Поэтому кандидаты КПРФ будут говорить «о завоеваниях и достижениях страны после Великого Октября с требованием их вернуть», заявил “Ъ” секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По его словам, «было бы глупо не отталкиваться» от темы столетия революции и на старте президентской кампании. Также регионам «рекомендовано использовать “десять тезисов Зюганова”» (готовились к думским выборам.— “Ъ”): о «повышенном финансировании сельского хозяйства», импортозамещении, национализации предприятий и т. д.
По словам первого заместителя руководителя думской фракции ЛДПР Алексея Диденко, кандидаты выступают с «традиционными лозунгами в духе программы партии», обещая навести «порядок стальной рукой». Партийцы будут говорить о проблемах, которые останутся актуальны и в 2018 году: низкий уровень доходов населения, рост тарифов ЖКХ. Справороссы на выборы в заксобрания идут с лозунгами: «В трудное время рядом с тобой!» и «Услышим, поможем, защитим!». Лозунги родились несколько лет назад, когда открывались центры защиты прав граждан, но «трудное время так и не закончилось», сказал “Ъ” собеседник в партии. В Краснодарском крае, где высокий уровень коррупции, справороссы предложат лозунг «Выберем справедливость или выберут безнаказанность», а в Саратовской области сосредоточатся на «экологической повестке» и «спасении Волги».
Партия власти минимально курирует губернаторские выборы: традиционно это входит в компетенцию администрации президента. К примеру, партийная символика вовсе отсутствует на билбордах врио губернатора Новгородской области Андрея Никитина, Ярославской области Дмитрия Миронова, Пермского края Максима Решетникова. На выборах в заксобрания «регионы выбирают агитацию исходя из своей специфики», отмечают в партии. В основе агитации «не лозунги, а программа партии, с которой она выходила на думские выборы», заявил “Ъ” заместитель секретаря генсовета Виктор Селиверстов. На ее основе «строятся партийные проекты», которые «привязаны к конкретным регионам» и «расписаны по деньгам и срокам». При этом «прямой агитационной связки» с президентом нет, говорит господин Селиверстов. Отметим, Владимир Путин посетил ряд регионов, где пройдут выборы, и встретился с врио.
По словам зампреда «Яблока» Николая Рыбакова, в партии сосредоточены на муниципальных выборах в Москве, за ними последует президентская кампания сооснователя партии Григория Явлинского. Выборы идут под лозунгом «Время вернуться домой!»: яблочники рассказывают, «куда можно вложить деньги, если не тратить их на войну в Сирии». Кампания «Патриотов России» ориентирована «на нужды людей в каждом регионе», например на строительство новых школ и дорог, сказала “Ъ” ее зампред Надежда Корнеева.
Кандидаты уже сталкиваются с проблемами при агитации. Кандидат в губернаторы Кировской области Сергей Мамаев обжаловал изъятие тиража газеты с карикатурой на врио губернатора Игоря Васильева (см. “Ъ” от 7 августа). В Саратовской области на выборах губернатора «хорошие места» для билбордов достаются только кандидатам от власти, говорит Сергей Обухов. Алексей Диденко отмечает, что билборды с его изображением на выборах томского губернатора менялись на плакаты врио главы региона Сергея Жвачкина. Кандидат в губернаторы Ярославской области от ПАРНАС Сергей Балабаев заявил “Ъ”, что не смог провести встречу с жителями Рыбинска: от него потребовали согласования с главой города Денисом Добряковым, но в целом кампания «проходит в штатном режиме». Остальные партии вовсе не жалуются на нарушения. Собеседник “Ъ” в «Справедливой России» говорит, что «активность кандидатов на местах средняя», а ситуация в регионах «апатичная».