Лишние деньги возвращаются к эмитенту
ЦБ продает банкам гарантированный доход по ключевой ставке
Банк России 15 августа разместит первую после шестилетней паузы эмиссию собственных облигаций для изъятия с рынка избыточной ликвидности. В отличие от эмиссий 2011 года, новые бумаги будут иметь купон, привязанный к ключевой ставке,— предполагается, что ЦБ удастся успешно изъять с рынка все 150 млрд руб. новой эмиссии. Масштабный выпуск облигаций регулятор, очевидно, предпринял в связи с более быстрым, чем ожидалось в 2016 году, сокращением бюджетного дефицита. Бумаги ЦБ на рынке — в какой-то степени залог быстрого снижения ключевой ставки: при снижении инфляции жесткая денежно-кредитная политика регулятора будет стоить дорого ему самому.
Московская биржа вчера внесла новые бумаги Банка России — купонные облигации ЦБ (КОБР) — в котировальный список третьего уровня. Купон выпуска трехмесячных облигаций 4–01–22BR1–7 привязан к ключевой ставке ЦБ (значение купона в день равно ставке в этот день). Размещение бумаг объемом до 150 млрд руб. состоится 15 августа.
Круг потенциальных покупателей бумаг, в том числе на вторичном рынке, ограничен исключительно юрлицами с российской банковской лицензией, и ЦБ прямо заявляет, что речь идет об инструменте, задача которого — регулировать среднесрочный уровень ликвидности в банковской системе РФ в ситуации долгосрочного структурного профицита ликвидности. Как объявлено еще в конце июля, выпуск 15 августа — тестовый, и ЦБ рассчитывает на полное его размещение. С лета 2017 года ЦБ не имеет законодательных ограничений на объем эмиссий ОБР, известно, что ЦБ намерен выпускать купонные бумаги со сроком обращения 3, 6 и 12 месяцев.
Еще в конце июня 2017 года представители Банка России сомневались в том, что выпуск ОБР, прекращенный в 2011 году, возобновится в 2017-м (а тем более позднее — структурный профицит ликвидности рано или поздно будет снижаться). Сейчас главный инструмент изъятия ликвидности для ЦБ — краткосрочные депозитные аукционы со ставкой доходности на 1 п. п. ниже ключевой. Два объемных инструмента — депозитные аукционы с регулируемыми лимитами и ОБР — позволят более тонко управлять ожиданиями игроков по будущей ключевой ставке.
Судя по обстоятельствам происходящего, ЦБ принял решение о выпуске ОБР, исходя из двух факторов. Структурный профицит в 2017–2019 годах, определявшийся в основном скоростью расходования Резервного фонда и ФНБ в 2015–2016 годах, был выше ожидаемого и будет в дальнейшем больше расчетов ЦБ: дефицит бюджета ниже планового из-за превышения ценами на нефть уровня в $40 за баррель. Накопленный же объем ликвидности угрожает попасть на валютный рынок, и ЦБ готов дополнительно оплатить сокращение волатильности курса рубля к доллару.
Крупные эмиссии новых ОБР также выглядят как косвенное обязательство ЦБ в дальнейшем снижать ключевую ставку быстрее, чем ожидает рынок. Купоны по ОБР, опережающие очень быстро падавшую в августе 2017 года инфляцию, в определенный момент будут достаточно дороги для ЦБ при нынешней ключевой ставке. Отметим, реальная доходность ОБР может быть довольно высока, если оправдаются прогнозы Минэкономики по инфляции к концу 2017 года в 3,3–3,6% вместо ожидаемых ЦБ 4% и аналитиками 4,1–4,2%.