Не рассуждать, а работать

Дмитрий Дризе — о главной проблеме российской оппозиции

Сергей Удальцов намерен объединить левые силы. Лидер так называемого «болотного» протеста провел свою первую пресс-конференцию после возвращения из колонии. По словам Удальцова, Алексей Навальный — не его кандидат, и он «не намерен за него митинговать». Ранее Навального раскритиковал Михаил Ходорковский. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что перспективы объединения оппозиции по-прежнему туманны.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

На своей первой пресс-конференции после выхода на свободу Сергей Удальцов не сказал ничего сенсационного. То, что с Алексеем Навальным ему не по пути, было понятно еще в годы «болотных» протестов — слишком разные они лидеры. Не является секретом и тот факт, что личные амбиции мешали и мешают объединению что нынешней, что прошлой оппозиции.

Тем более, что это самое объединение никак не может произойти на протяжении всей новейшей истории России. И сейчас его тоже не будет — в первую очередь, потому что объединяться некому. Нет у нас сейчас структурированной оппозиции, есть отдельные осколки и бесконечная дискуссия о том, каким путем идти.

Поэтому на первый план выходит не будущее Удальцова, а неожиданное высказывание Михаила Ходорковского о том, что с приходом к власти Навального страна столкнется с монополией власти – то есть ничего не изменится. Россия должна быть парламентской или парламентско-президентской республикой. Навальный ответил в ключе, что политические реформы он, конечно же, готовит, никакой монополии не будет. Но дело даже не в этом, а в том, что сейчас не время для рассуждений, что будет потом – нужно что-то делать, чтобы стало лучше, а не бесконечно дискутировать.

На самом деле именно в этой дискуссии и содержится ответ на главный и вечно нерешенный вопрос: возможна ли в России серьезная оппозиционная партия, пусть даже с центром за границей, как когда-то давно – на рубеже XIX-XX веков? Сейчас такое невозможно — потому что для этого нужно что-то делать, а не снимать фильмы и раздавать интервью.

Можно по-разному относиться к Алексею Навальному — считать его авторитарным лидером, проектом Кремля, националистом и так далее. Но он действительно занят организационной деятельностью — напрямую работает с электоратом, вербует волонтеров и открывает штабы. Он не занимается абстрактными рассуждениями о том, что будет после Путина. В этом он обходит и системные партии, и даже «Единую Россию» с ее ресурсом. Все они агитировать не считают нужным – они же и так победят.

Для перемен нужно много разных сильных политиков-лидеров. Не обязательно оппозиционных, но чтобы не рассуждали, а работали. Конкуренция и позволит создать работоспособный парламент. Но только где их все взять? Видимо, в России не так все плохо – нет нужды заниматься реальной политикой.

Вся лента